Что значит 85 лет? Да каких лет! Напряженные годы отважной борьбы - за творчество, за жизнь, и свою, и близких людей. И вот своеобразный итог боевого и творческого сражения - персональная выставка
Большинство графических работ профессора Владимира Георгиевича Старова звучат как мощный колокол или зовущая к бою труба. Работы из знаменитой серии линогравюр «1941 —1945 гг.» хранятся во многих музеях страны.
Кажется, что после военной графики он полностью отдался пиршеству цвета, поэзии цветения; восторг водил его рукой, когда писал он яркие букеты — словно огни салютов. А в этом году неожиданно для себя написал акварелью картину-воспоминание «Ночь на 9 Мая 1945 года».
— То, что я нарисовал, — документально, — говорит юбиляр. — Это действительно было со мной в ночь на 9 мая 1945 года. На графическом листе запёчатлён не официальный праздник. ..Действующее армейское подразделение, в небе салют по случаю окончания войны. Двое солдат по-братски обнимаются, другой — играет марши на трофейном аккордеоне, сидя на руинах, еще дымящихся развалинах. На горизонте — всполох, он освещён ракетницами, такими огнями салюта в военное время. Вот и весь сюжет картины. А я могу добавить к нему ещё то, что хорошо запомнилось. Я тогда ночью крепко спал, устал очень. Сон был, наверное, просто богатырский, нам ведь тогда всего было по 20 лет. Ребята меня будят, кричат: «Вставай, Володя, война кончилась!». Я им: «Отстаньте, хватит трепаться! А то я сейчас как встану да как врежу кому-то!» А они не отстают: «Никто над тобой не издевается. Открой шинель, посмотри!». Я тогда открыл шинель, под которой спал, свернувшись калачиком, смотрю — а всё небо в этих заревах ракетниц. Это было такое торжество! Радость, что остались живы. Хотя были среди нас и те, кто уже потом погиб, после официального окончания войны. Ведь военные действия продолжались и на территории Чехословакии, и в Латвии.
Могли солдаты той войны погибнуть и тогда, когда некоторые наши воинские части стали перевозить на Дальний Восток для борьбы с японцами. Япония ведь ещё не капитулировала в мае 1945 года. А 6 и 9 августа, как мы помним, были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки...
И наград, и званий у ветерана немало. А не хватает Старову, пожалуй, не жилищной площди, а газетной, журнальной, чтобы публиковать острые,
злободневные статьи о современном искусстве, о творческих судьбах художников-ветеранов. Он справедливо считает, что может и должен говорить от лица многих коллег по искусству, от имени старшего поколения наших отечественных мастеров.
— Когда-то давным-давно, — делится своими размышлениями В.Г.Старов, — ещё до войны, в обществе спорили, то ли «искусство должно быть понятно народу», то ли «искусство должно быть понято народом». Сегодня мы имеем общество, у которого иные ориентиры. Ведь теперешнее государство, заложниками которого мы оказались, является капиталистическим. Произошла переоценка ценностей. Эта переоценка нанесла почти непоправимый вред пониманию изобразительного искусства. Я уверен, что при продолжении преступной политики в области изобразительного искусства, при постоянном манипулировании чёрным квадратом как инструментом дебилизации общества, это «общество» никогда уже не будет иметь искусство, которое взывает к благородству, и потеряет последнюю возможность хотя бы как-то останавливать процессы нравственного разрушения.
Таких редких людей, к числу которых принадлежит Владимир Георгиевич Старов, нередко образно называют железными. И вовсе не потому, что они обладают какой-то уникальной природной силой. Сила Старова, прежде всего, в характере, в стремлении преодолевать всевозможные препятствия, которых за долгую, полную испытаний, лишений, борьбы жизнь было у него немало.
Удивительное, проникновенное чувство родства, сопричастности своим современникам, событиям, происходящим в современной России, делает В.Г.Старова по-настоящему народным художником, умеющим делить с другими не только радостные праздничные минуты быстротекущей жизни, но и её трудные, тяжелые дни. Иначе и не объяснишь, например, исключительный поступок, который до сих пор мало понятен его коллегам — как В.Г.Старов решил отдать свою просторную, хорошо освещённую мастерскую на Песочной Набережной остро нуждавшемуся в этом коллеге-художнику? А все свои крупноформатные многочисленные станковые произведения, большие толстые папки с рисунками скромно перевёз домой, в обычную квартиру на Васильевском острове...
Нечего примазываться современному обществу к той Великой Победе, которую мы традиционно празднуем 9 Мая, считает Владимир Георгиевич. Оно пока ещё не сделало ничего такого, чем можно было бы гордиться. И если говорят, что нынешний уклад жизни лучше, то сотворите хотя бы что-то похожее на ту Победу. Что ж, хорошее предложение.
Елена Владимировна ЗАХАРЧЕНКО