Александр Бобров - Безмолвие простора

 

О русской песне и её творцах

 

В самую яркую пору подмосковного бабьего лета приходит на землю Сергия Радонежского песенный праздник «Боковская осень». В этом году- впервые без личного или хотя бы заочного участия патриарха русской поэзии: прошлой осенью Виктора Фёдоровича Бокова не стало

При жизни народного любимца Виктора Бокова, так и не получившего Государственной премии России, был создан, может  быть, единственный в мiре Дом-музей живого поэта в его родной деревне Язвицы, за посёлком мастеров Богородское.

Но и Переделкино было для него отечеством стиха и жизни, что для подлинного поэта неразрывно. Здесь он жил в общежитии Литиститута вместе с друзьями-поэтами, потом — в так называемом стандартном доме, где писал нестандартные стихи и принимал дорогого гостя — старшего друга Андрея Платонова.
Душа истосковалась по друзьям,
По разговорам, по капусте квашенной,
По клюкве Вологодской,по груздям,
По праздникам, справлявшимся по-нашему!

На Богородской земле «Боковская осень» справляется широко и тепло — по-нашему, потому что всё в стихах Боко-ва — по-родному и по-молодому звонко. Можно цитировать до безконечности, но я хочу вспомнить о жизнелюбии и естественном патриотизме Бокова. Ведь этому балагуру, балалаечнику, шутнику пришлось хлебнуть лиха — через край. Но ни лагеря, ни семейные передряги не очерствили его певчую душу, однако научили мужеству. Согласитесь, ведь это не простой шаг — написать такое «Письмо в Нью-Йорк» сыну:
Оставил ты свои берёзы
И кроны трепетных осин.
Американские морозы
Тебе не нравятся, мой сын.
Твоя душа теперь во мраке,
В объятиях чужой зимы,
А я бы предпочёл бараки
И дальний холод Колымы.

Он не считал свою молодость загубленной несправедливостью сталинских лет — он её продлевал и в нынешние, может быть, самые трудные годы России, являя образец отношения к поэзии, песне, женщине. К жизни! Мы все, его ученики, младшие друзья, учились у него этому вечному восторгу и вкусу жизни, выстраданному оптимизму и святому отношению к поэзии, разлитой в самом воздухе русской равнины.

Ну а кто же был первым поэтом-песенником на московской земле? Ровно 250 лет назад, 10 сентября 1760 года, родился в Москве поэт, сочинитель и собиратель песен Иван Дмитриев. Весьма уважаемый Пушкиным патриарх поэзии одним из первых восславил Москву как столицу, как духовный оплот державы:

В каком ты блеске ныне зрима,
Княжений знаменитых мать?
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

Сегодня мы докатились до того, что «России дочь любима» сделалась средоточием и рассадником самой растленной попсы, штампованной песни. А вот Иван Дмитриев — большой государственный чиновник, обер-прокурор Синода и подлинный, порой легкомысленный лирик — составил, пожалуй, первый сборник авторских песен — «Карманный песенник», который вышел в 1796 году. Особой популярностью пользовалась его пес ня «Стонет сизый голубочек». Через 70 лет её упоминает в романе «Что делать?» Чернышевский: исполнение романса «Стонет сизый голубочек» вызывает смех у прогрессивной молодёжи. Но песня-то, значит, живёт!.. Больше века прошло, три революции грянуло, а у Горького в повести «Всё то же» (1918) гулящая Марья ёрничает: «Я тоже не люблю старых песен — враки много в них. Всё — ох да ох... Заведя глаза под лоб, гнусаво запела:
Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день, и ночь...

Сверните ему шею, чтоб не стонал! Мы девки удалые, мы любим песни нижегородские, с ярмарки. Из наших песен голубочки-то давно улетели, одна правда осталась... Соскочив с колен Щупина, Марья встала посреди комнаты и под негромкие голоса гармоники запела, вскинув голову, упершись руками в бока:
 Я-а-й не помню, когда девушкой бЫла
С десяти годов с рук на руки пошла!.»

Этой-то «правды» и в нынешней попсе с лихвой... Она задавила и вытеснила из эфира подлинную русскую песню — народную, высоко поэтичную авторскую.

На границе августа и сентября ровно 15 лет назад ушёл из жизни замечательный композитор, друг и постоянный соавтор Виктора Бокова Александр Аверкин. Мы в «Русском Доме» успели широко отметить его 60-летие да и потом не раз возвращались к образу этого творца от Бога.

Твой баян известен всюду,
Я везде его хвалил.
В эту звонкую посуду
Кто-то музыку налил!
Кто налил? — Господь налил...

Так писал о младшем друге Виктор Боков. Этим летом в Сасове Рязанской области и в вымирающей Шафторке — родной деревне Александра Петровича прошёл 13-й Всероссийский фестиваль народного творчества имени Александра Аверкина. Земляки свято берегут память о самородке, ушедшем со своими песнями в народ. Отметил своё 10-летие уникальный Музей песни, созданный в небольшом райцентре, в отреставрированном купеческом особняке. Хвала и его директору Ольге Зацепиной, и, конечно, мэру города Евгении Рубцовой.

Нынешняя обновлённая экспозиция была посвящена 65-летию Победы, так сказать, в аверкинском преломлении: под Волоколамском в 1941 году пал отец Саши. После войны они с мамой перебрались в Москву, в 6-метровую комнату барака завода «Компрессор», но одарённый гармонист начал ходить в прекрасный Дом культуры при заводе. Потом Аверкин служил танкистом в знаменитой подмосковной Таманской дивизии, сверкал в самодеятельности. Как рассказывает одна сотрудница музея, аверкинская песня о дивизии до сих пор в строю: она навещала сына и лично слышала, как поют её молодые солдаты нынешнего поколения. Молодой автор познакомился тогда с Виктором Боковым, который, поверив в дар музыканта, подарил ему стихи «На побывку едет молодой моряк». За свою творческую жизнь Саша написал 500 песен. Конечно, они не все равны по образности и достоинствам, но одну особенность хочу подчеркнуть. Александр Петрович жил и «купался» в песне, порой не хватало стихов и подтекстовок — тогда он сам принимался сочинять стихи для песен. Иногда получалось замечательно: «Подарите женщине любовь» — целиком его песня! Он по праву может называться автором-исполнителем.

Вообще авторская, поэтическая песня, в которой поэт выступает как стихотворец, композитор и исполнитель, родилась 200 лет назад и родилась на московской земле. Первым, кто создал истинно популярную, любимую во всех слоях и повсеместно исполняемую песню был преподаватель Московского университета Алексей Мерзляков, создатель песни «Среди долины ровныя...». Юный поэт из Пермской губернии был переведён в гимназию при Московском университете, а по окончании её — оставлен при кафедре российского красноречия и поэзии.
 
Степенный преподаватель словесности, а потом и декан факультета был влюблён в А.Ф.Вельяминову-Зернову и почти все свои лучшие, дошедшие до нас песни создал в её подмосковном имении Жодочи (нынешний Наро-Фоминский район), о чём свидетельствует автор и составитель первого русского песенника в современном уже понимании — упомянутый московский песнотворец Иван Дмитриев. По свидетельству современников, большую часть своих романсов и простонародных песен Мерзляков написал с 1808 по 1812 год, а «Среди долины...» — в 1810 году, ровно два века назад. Александр был, конечно, гением авторской песни.

На юбилейной встрече в музее состоялось ещё одно замечательное событие: внучка Аверкина — Мария, 20-летняя выпускница Института телевидения и радио показала свой дипломный фильм «Русская песня. XXI век» — взгляд молодого человека, выраставшего в соприкосновении с подлинным искусством, на то, что происходит сегодня с народной песней. Автор не обличала, не пропагандировала, но на примере замечательного трио «Лада» — лауреата премии им. А.П.Аверкина, пыталась постичь, куда и почему утекает гармония.

О народной песне говорила в фильме Светлана Игнатьева, руководитель Северного народного хора; Татьяна Симушина исполняла шедевр Александра Аверкина на стихи Виктора Бокова «Вы куда летите, лебеди?» Почему этого нет в эфире? Почему через ту же «Фабрику звёзд» жена Эрнста навязывает штампованное, антинародное по духу искусство?

Завершить празднество должен был Рязанский народный хор — драгоценность этой земли. Многие мои знакомые, утомлённые долгим концертом, пили белый ржаной квас, но ждали финального взлёта. Он получился похожим на полёт сдувшегося шарика. Прозвучала старая запись авторской песни Темнова «На фестиваль к Аверкину Россия собралась», а потом пошла дежурная композиция, подготовленная к 65-летию Победы.

Военные песни, исполнявшиеся Рязанским хором, были общеизвестны, пелись без изюминки, особой интонации, а завершился концерт сверхстранно: вышла женская группа, встала косяком и спела... «Десятый наш десантный батальон». Зачем её исполнять хору? Это же напоминает 16 Ургант — актрис с гитарой из фильма. На поляне даже пауза повисла, все чего-то ждали, на сцене проходило шевеление, похожее на перестроение. Вдруг вышел ведущий и зачитал по бумажке: «Концерт закончен. Здоровья вам и счастья!» Какое тут счастье, когда провалился прославленный коллектив, созданный в трудные годы Е.Поповым, вспоённый самобытными напевами древней земли и обогативший свой репертуар лучшими песнями того же Аверкина? Куда всё это утекло? Почему не грянуть в завершение всенародно любимую песню «На побывку едет... », чтобы подхватила многотысячная поляна? Вопросы остались без ответа.
Нас пугает безмолвье простора,
Потому — невозможно без них —
Без распевов Рязанского хора
И аверкинских песен родных!

Александр Александрович БОБРОВ