Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь - все это с одною целью распространить христианство...
15 декабря 425 лет со дня преставления прп. Трифона Печенгского, Кольского.
После развала СССР и нынешней тенденции к развалу России многие считают, что это естеенный процесс, сравнивают Русскую империю с Британской колониальной империей и другими подобными ей, забывая, что Российское великое государство формировалось совершенно иначе: не было насильственной колонизации окраин, происходила мирная миссионерская деятельность, пронизанная светом Христовой любви. Одним из русских подвижников-миссионеров был святой Трифон Печенгский.
На Кольском полуострове есть место, где как бы сходятся три государства: Россия, Финляндия и Норвегия,-там, где реки Печенга и Кола впадают в Баренцево море Северного Ледовитого океана на северо-западе от Мурманска. Испокон веков здесь жили лопари - финно-угорский народ. Языку них - саамский. Верующие саамы в России - православные, в Скандинавии - лютеране.
Преподобный Трифон Печенгский, в миру Митрофан, родился в 1495 году в Новгородской губернии в семье священника. С младых лет отрок начал подражать богоугодной жизни своих родителей, строго постился, был кроток и милостив. Однажды в лесу во время молитвы он услышал голос: "Я, милующий вас, вспомнил о тебе. Не здесь твоё место-ступай в землю пустынную, жаждущую, где не ходил ещё никто и не обитал ни один человек". Повинуясь небесному призванию, св.Трифон решил покинуть родительский дом и идти с проповедью о Христе на реку Печенгу, к язычникам -лопарям, о жизни которых знал из рас¬сказов рыбопромышленников.
Эта страна дальнего севера входила прежде в Новгородские владения, а потом перешла под власть Москвы. Русские в начале XVI века бывали здесь только временными гостями, являясь для рыбных и звериных промыслов. Для них в Коле была часовня, а церквей вовсе не было. Длинная и широкая полоса по реке Печенге была заселена кочующими и оседло живущими лопарями.
Придя на Кольский полуостров на реку Печенгу к лопарям, преподобный изучил их язык, обычаи, верования и стал проповедовать им веру Христову. Святой преодолел много трудностей, перенёс гонения и побои, но даже под страхом мученический смерти не отступил от апостольского служения и продолжал проповедовать. Он говорил лопарям о том, что один есть истинный Бог, один Творец земли и неба, один Отец всех племён и народов, один Спаситель всех потомков первозданного согрешившего человека Адама. После долгих трудов и скорбей проповедника, значительное число лопарей, живущих у реки Печенги, уверовали в Господа Иисуса. Постепенно по молитвам святого многие обратились ко Христу.
Так прошло 20 лет... Все эти годы прп. Митрофан не крестил новообращённых, потому что не был священником. Он поехал в Новгород к архиепископу Макарию для получения грамоты на построение церкви и определения к оной священнослужителя. Из Новгорода привёл с собой и плотников, которые более из усердия к Богу, нежели за деньги, решились идти с ним в дальнюю страну. Так началось строительство первой православной церкви в этом северном крае.
Каждую ночь св.Митрофан пребывал в молитве, а днём издалека носил на своих плечах бревна и тёс для строящейся церкви. В 1532 году, по благословению Новгородского епископа Макария, преподобный Трифон построил для новообращённых храм. Но, так как не было священника, три года церковь стояла неосвященной. Преподобный сам отправился искать иерея.
В Коле, тогда ещё малолюдном местечке, он нашёл иеромонаха Илию, которого убедил идти с ним на реку Печенгу. Тот освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника. Таким образом положено было в 1535 году основание обители в Кольской стороне на реке Печенге - монастыря во имя Святой Троицы. Преподобный не хотел быть игуменом, настоятелем новой обители стал иеромонах Гурий.
В 1556 году Трифон ходил в Москву и возвратился в обитель с богатою царскою милостынею: он получил церковную утварь и колокола, а также принёс с собою грамоту от Царя Иоанна Грозного на владение окрестными землями и водами.
Преподобный никогда не разрешал себе послабления в подвигах. Однажды он купил в городе Коле ручные жернова и долго нёс их на плечах до самой Печенгской обители. Ученики просили его не изнурять себя и передать им свою нелегкую ношу, но он сказал: "Братия, тяжелое бремя лежит на потомках Адама от рождения до самой смерти. К чему веселиться? Нет, лучше мне повесить на шею мельничный камень, чем смущать братию своею праздностью".
Несколько лет подряд на Кольском полуострове из-за мороза погибали посевы. Преподобный Трифон с несколькими иноками ходил в Новгородские земли, просил подаяния и отправлял собранное в монастырь.
Около 60-ти лет прожил Трифон на Печенге. В преклонных годах он сильно занемог. Предчувствуя свою кончину, сказал скорбящей братии: "Не скорбите о том, что я оставляю вас смерть для верующего христианина не страшна, она доставляет ему покой. Не любите мира, ни того, что в мире, ибо сами вы знаете, что мир во зле лежит".
Пред кончиной святой завещал: "Когда душа моя покинет сию грешную плоть, погребите тело мое в пустыне, у церкви Успения Пресвятой Богородицы, куда я часто удалялся для богомыслия и молчания".
Преставился преподобный Трифон Печенгский на 89-м году жизни, 28 декабря 1583 года, и погребён согласно завещанию. Местное празднование святому установлено вскоре после его кончины. По преданию, просветитель лопарей был небольшого роста, крепок, несколько сгорблен, с длинной седой бородой. Стяжав при жизни ве¬ликие духовные дарования, он и после кончины помогал всем призывающим его, не раз спасал потерпевших бедствие мореплавателей. Притекающие к нему с верою получали исцеление, и многим он являлся как помощник на суше и на воде.
В 1589 году шведы, как и предсказывал перед своей кончиной преподобный Трифон, внезапно, на самый праздник Рождества Христова, напали на монастырь, убили игумена Гурия и с ним 51-го инока и 65 мирян; сам монастырь был сожжён и разорён до основания.
Но, как сказано в Житии святого, "безбожные убийцы не избегли праведного суда Божия. На обратном пути они заблудились и почти все погибли от голода".
Царь Фёдор Иоаннович (сын Ивана Грозного) повелел вновь построить обитель на Кольском остроге при храме в честь славного Благовещения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного монастыря воздвигли церковь во имя преподобного Трифона, "страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца", а над могилой святого - храм в честь Сретения Господня.
Вся жизнь преподобного Трифона - это не единичный подвиг благочестивого юноши из Торжка. Подобные хождения "за край Ойкумены" были широко распространены в то время. Такие миссионерские православные подвиги и строили Российскую Империю, которая сохраняла себя до XX столетия. Их жертвенные труды построили Святую Русь.
Историк В.О. Ключевский пишет:"Трифон просвещал лопарей на Печенге, то же святое дело делал на Коле соловецкий монах Феодорит, о котором любопытные биографические сведения сообщил его духовный сын, князь Курбский".
Об этом же пишет и другой известный историк, С.М.Соловьёв: "Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь - все это с одною целью распространить христианство... Пустынник Феодорит крестил Кольских лопарей; Трифон распространял христианство у лопарей, живших на реке Печенге".
Преподобный Трифон справедливо полагал, что его дело - служить Богу и людям. Но благодарная память народная сохранила подробности его жизни и, главное, осталось в веках миссионерское дело его жизни - обращение саамов в Православие. И сегодня, как сказал архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, почитание святого Трифона Печенгского может объединить и примирить всех нас, людей разных национальностей, профессий, политических убеждений.
Григорий ВЕТРОГОН, Елена САБУРОВА
Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским Свято-Троицкий Печенгский монастырь, самая северная в мире православная обитель, в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на северных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. В страшные годы гонений на Церковь в XX веке, монастырь первое время был недосягаем для большевистских властей, потому что находился на территории Финляндии. Но во время советско-финляндской войны он был захвачен и разорён, а осенью 1944 года практически уничтожен. Единственная уцелевшая постройка некогда обширнейшего монастырского хозяйства - это деревянное здание церкви Рождества Христова, возведённое над могилой 116 преподобномучеников Печенгских (XVI век). В этом здании с 1997 года и размещался возрождающийся Трифонов-Печенгский монастырь.
Год назад обитель сгорела. В пустыньке возле Луостари, на месте древнего Печенгского монастыря, где покоится преподобный Трифон, начинается возрождение обители Трифона. Братия монастыря с благодарностью примет Ваши пожертвования на восстановление обители и будет молиться за Вас .
Адрес: 184411 Россия,Мурманская область,п. Печенга, Печенгское шоссе, 13.
Наместнику игумену Даниилу (Топоеву Денису Юрьевичу)
Реквизиты:
р/с 40703810141060000005,
ИНН 5109700419, КПП 510901001,
Мурманское ОСБ 8627, БИК 044705615,
к/С 30101810300000000615,
Трифонов-Печенгский мужской монастырь.
Подворье Трифонов-Печенгского мужского монастыря
Адрес: 183038,г.Мурманск, ул.Траловая,22,Тел.:(8152) 28-75-22.
Реквизиты:
р/с 40703810386000100003, Банк: Ф.Мурманский ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" г. Мурманск К/С 30101810700000000778, БИК 044705778, ИНН 5190406823, КПП 519001001.0КПО 51692637, ОКОГУ 6200.0КАТО 47401369000, ОКВЭД91,31,ОКОПФ83. Настоятель игумен Даниил (Топоев Денис Юрьевич)