Невозможно человеку переделать мiр, Сам Всемогущий Бог не может насильно злого сделать хорошим, но человек может стремиться к тому, чтобы преобразить свою душу, и тогда в этом мiре станет намного светлей.
На днях встретил старого знакомого, на вопрос «Как живёшь?» он ответил: «От искушения к искушению, прыгаю с кочки на кочку, а чаще бреду по горло в трясине мелких грехов. Никак соработником Богу не стану».
И нас таких - большинство. Хотя и называем себя христианами, а дела наши об этом не свидельствуют. Живём не по-христиански. Жили бы по правде Божией, давно бы весь мiр христианским стал. Ведь заповеди Божий как ступени к вершине горы Фавор, восходя по которым мы преображаемся, чтобы созерцать Преображение Господне.
Помня об этом свете, апостол Петр не пришёл в совершенное отчаяние после троекратного отречения от Христа. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и Фаворский свет. Позднее он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». И всегда подчёркивал, что проповедовал «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия» (1 Пет. 1,16).
А мы, приходя на исповедь, из года в год одни и те же грехи называем. И свыкаемся с ними. Сами себя прощаем, уговариваем, мол, по-другому не получается. Время такое. Отчего это происходит? От того, что жизнь такая или, может, потому, что нам грешить выгодно? В этой земной жизни выгодно? Удобнее, проще, удовольствие приносит. Ведь Царство Христово - Небесное, не от мiра сего. А наши заботы больше не о Фаворе, а о материальном, о плотском, о «хлебе насущном». Как без этого?!
Вот и иудеи почему Христа распяли? Они ждали царя земного, который сделает их владыками всех народов и даст все богатства мiра, а Он не то царство принёс, не от мiра сего. До сих пор пребывая в рассеянии, они своего «царя» ждут. И мы собираем богатство в этом мiре и для этого мiра. А Господь сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 34). И получается, что сокровище наше не в Царстве Небесном. Мы живём совершенно иными, не евангельскими идеалами и принципами, о которых апостол Иоанн сказал: «Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего» (1 Ин. 2, 16).
Мы живём в мiре, в котором всё больше ощущается присутствие диавола. Слабые, совестливые люди - как доски, по которым, не марая ног, идут успешные, циничные, наглые, «прогрессивные». Разоряйтесь, вымирайте, барахтайтесь в нищете и бедности и не мешайте прогрессу. Он должен обеспечить все блага жизни, указать на величие человека. Наш мiр создан для успешных людей, проигравшим в нём нет места.
Мы живём в мiре, в котором процветают зло и насилие, всё продаётся и покупается, где сильный и наглый торжествует, а остальные, как ученики Христа, попавшие в бурю, горестно вопрошают: «Господи, Ты видишь, какое зло совершается, неужели Тебе нужды нет?» Эти слова говорят и великие подвижники, и простые мiряне. Преподобный Антоний Великий, увидев воскресшего пришедшего ему на помощь Христа, воскликнул: «Господи, где Ты был, когда я из последних сил сражался с диаволом и был им побеждаем?» И услышал в ответ: «Я был рядом с тобой и в твоём сердце».
Когда мы говорим: «Время такое», хорошо бы вспомнить и о понятии «бремя». Каждый несёт во времени своё бремя - труд души, свой крест - на себе, за себя и за ближних.
Наша жизнь не тихая, спокойная река, а бурное житейское море. И никто, даже Сам Господь, нам не обещал, что во время земной жизни мы избежим гонений и страданий. Если уж Господь прошёл через Голгофу, чтобы дать нам радость воскресения, как мы, грешные, можем достигнуть вечности, минуя крест? Святые отцы говорят, что если твоё сердце открыто Христу, то Он всегда с тобой. Он поможет перенести все твои беды. Не избавит от них, а даст силу преодолеть их.
Открытое Богу сердце поможет увидеть и идеал, к которому должен стремиться православный человек. «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение, - писал сщмч. Иларион (Троицкий). - О преображении человеческого естества говорит Новый Завет. О новом рождении говорил Христос Никодиму. По слову апостола Павла, кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17). Люди должны носить образ Адама небесного (1 Кор. 15, 49). От славы в славу преображаются они от Духа Господня (2 Кор. 3, 18). Происходит облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24). "Будет новое небо и новая земля!" - говорил Господь устами древнего пророка (Ис. 65, 17). Нового неба и новой земли христиане ожидают по слову апостола Петра (2 Пет. 3, 13). А пророк Нового Завета говорит: "Увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И у слышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом; и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Апок. 21, 1-4).
Процесс преображения человеческого естества и твари земной будет развиваться неизменно и неуклонно, пока не скажет Сидящий на престоле: "Се, творю все новое! Совершилось!Я есмь Альфа и Омега" (Апок. 21, 5-6). Некогда все покорится Сыну, и тогда Сам Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28).
Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперёд, а вверх, к небу, к Богу. В своем кратком итоге Новый Завет гласит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5,48)».
Невозможно человеку переделать мiр, Сам Всемогущий Бог не может насильно злого сделать хорошим, но человек может стремиться к тому, чтобы преобразить свою душу, и тогда в этом мiре станет намного светлей.
Время каждому дано, возможность есть, и от нас зависит - станем мы соработниками Богу или диаволу. Найдём ли мы с Божией помощью силы для своего преображения, спасения или уйдём в землю в личине ветхого человека?
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №8, 2010г.