С самых древних времён Церковь видела в Богоматери великую молитвенницу за человеческий род, верила в Её Покров, простёртый над мiром. Она — Покровительница всех матерей мiра. Не страхом, не угрозами, а одной любовью и безграничным милосердием ведёт людей ко Христу Богородица, Она любит человечество с великим всепрощающим состраданием.
2 августа - 660 лет явления Чухломской, или Галичской, иконы Божией Матери
12 августа - 635 лет со дня преставления прп Авраамия Галичского, Чухломского
С принятием христианства Русь стала Домом Пресвятой Богородицы, имея свидетельства святого Её покровительства. Образ Божией Матери всегда был любим русским народом. За десять веков христианской культуры на Русской земле было написано множество Её икон, но ни одна из них, наверное, не распространена так, как иконописный образ «Умиление».
Смысл и содержание икон с изображением Богоматери и Младенца — Боговоплощение — передано строками из кондака службы Торжества Православия: «Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася, воплощаем».
Православная богородичная икона — это всегда изображение Тайны Боговоплощения. Возможно ли изобразить тайну? Кажется, нельзя изобразить Бога, ставшего человеком во плоти, воспринятой Им от Пречистой Девы. Но православной богородичной иконе удалось вместить в себя и зримый образ Его, и духовный смысл тайны — неизреченную любовь Божию к своему созданию.
Изображение на иконописном типе «Умиление» показывает первое проявление любви Бога Слова Христа к людям: в лике Младенца мы видим не столько силу и мудрость вочеловечившегося Владыки мiра, но и любовь, и нежность Его к Матери. Богородица же явлена на иконах не только как Мать с Сыном, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.
Канон образа «Умиление» сложился в Византии в XI веке. Особенное распространение получил вариант иконы, где Богородица держит на руках Сына, припавшего к Её щеке; склонив голову, Пресвятая Дева Мария держит Младенца, обнявшего Её шею. На Ней багряно-алый мафорий (символ величия и царственного рода). Лик Её величав, в устремлённых на Христа-младенца глазах — нежность и скорбь о предстоящих страданиях Сына. Такой предстаёт Владычица и на Галичской, или Чухломской, иконе Божией Матери. Явлена она была преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому чудотворцу, в XIV веке.
Преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешёл затем в обитель прп.Сергия Радонежского, где сам Преподобный постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил уйти в пустынные места для уединённой жизни. Авраамий удалился в 1350 году в Галичскую страну, населённую чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, он продолжил иноческие подвиги. В один из дней, молясь Богородице, он неожиданно заметил на горе необыкновенное свечение. Подойдя ближе, преподобный увидел, что свечение исходило от иконы Пресвятой Богородицы. После молитвы святого икона опустилась ему на руки. Авраамий на месте обретения её построил часовню, выкопал колодец и жил на горе в безмолвии и уединении.
Слух о нём дошёл до галичского князя Димитрия, который помог ему основать знаменитый Галичский монастырь. Он дал средства на сооружение храма и других строений монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы. Храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель преподобного Авраамия стала источником духовного просвещения чудского населения. Когда она укрепилась, Авраамий поставил вместо себя настоятелем своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 вёрст от неё в уединённое место. Преподобный Авраамий дважды удалялся в глухие места. Каждое место пребывания святого, помнившего о чуде явления ему иконы Богородицы, было ознаменовано созданием в честь Её обители. Были основаны ещё два монастыря: в честь обретения пояса Пресвятой Богородицы (Верхняя пустынь Пресвятой Богородицы на реке Виге); ещё одну обитель с храмом в честь Положения Ризы Божией Матери народ назвал «великой пустыней Авраамлею».
После была ещё Свято-Покровская обитель «на городце» — городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу озера напротив города Чухломы. Возможно, после пребывания там обретённой преподобным иконы, она и получила второе своё название — Чухломская.
На берегу озера, где подвизался преподобный, над выкопанным им небольшим колодцем позже была возведена деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался с иконою крестный ход. Преподобный Авраамий почил в 1375 году в Покровском монастыре.
Явление преподобному Авраамию Галичской и Чухломской иконы Божией Матери способствовало просвещению чудских племен и появлению на Галичской (ныне Костромской) земле четырёх монастырей, посвящённых Небесной Владычице. В них день за днём веками шла молитвенная жизнь, служившая к духовному укреплению Русской земли.
В марте 1991 года Костромской епархии был передан весь комплекс монастырских зданий Свято-Покровской Авраамиево-Городецкой мужской обители. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил начать возрождение монастыря. 31 июля 1993 года в обновлённую обитель из Успенского храма Чухломы перенесён хранившийся там покров с раки святых мощей преподобного Авраамия. 1 августа 1994 года состоялась первая Божественная литургия в монастырском соборе в честь иконы Божией Матери Галичской и Чухломской.
Образ этот и сегодня является почитаемой святыней Костромской земли как чудотворный.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!
Ирина Владимировна ГОЛОТИНА