14 августа 1930 года, 80 лет назад в СССР было введено обязательное всеобщее безплатное начальное образование
Представьте, сколько лет прошло — революция, Гражданская война, НЭП, первые пятилетки экономического подъёма — прежде чем Республика Советов смогла найти силы и средства, чтобы искоренить остатки безграмотности. Ныне же, по разным данным, от одного до двух миллионов детей России никогда не посещали или бросили школу. Зачем тогда нам толпы управленцев, чиновников, сотрудников УВД, которые по численности превысили вооружённые силы страны?
Напомним, что в 1914 году, к началу Первой мiровой войны, в России было 120 тысяч начальных школ, в которых обучалось 9 миллионов детей. К началу Второй мiровой, в 1940 году, в стране было почти 200 тысяч начальных школ с числом учащихся 35 миллионов, т.е. уже в 4 раза больше!
Характерно, что даже в центральной Московской губернии в 1914 году подавляющая часть населения была неграмотной. Ещё в 1926 году грамотных в возрасте 9—49 лет было всего 50%, а к началу Великой Отечественной войны — более 90%. Так что искоренение безграмотности — процесс долгий, мучительный, предполагающий государственную мудрость, волю, огромные затраты. А процесс деградации, одичания — стремителен и не требует средств и усилий. Но во что он обойдётся России? Обратимся к современности, и не только к начальной школе.
Приближается новый учебный год: снова будут цветы, улыбки, волнение первоклашек. Но волнуются и учителя, и родители: что ждёт школу в ближайшем будущем? С принятием Госдумой в третьем, майском чтении закона о бюджетных учреждениях свершается главное варварство века. Когда-то президент Джон Кеннеди сказал с грустью: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». В США тут же провели выставку о школьной системе в СССР «Откуда начинаются спутники?» и стали изучать наш опыт. Кроме методик и программ, американцы пытались постичь нашу выдающуюся систему внешкольного воспитания: сколько было Дворцов пионеров, станций юных туристов, натуралистов, техников, кружков и секций, ученических бригад и школьных лесничеств! Где всё это?
Американцы тщились постичь и то, что нельзя перенять: систему отношений. Во время перестройки многие предлагали разрушить наше лучшее в мiре образование только потому, что оно, мол, строилось по классовому признаку. Полная чушь: советская школа строилась по принципу семьи. Даже американский психолог У.Бронфенбернер увидел главное отличие нашей школы от штатовской — в типе отношений между взрослыми и детьми. Он, в частности, писал о празднике 1 Сентября, когда дети преподносят учителям цветы: «Традиция эта, — умиляется американец, — в высшей степени знаменательна: она выражает хорошее отношение как детей, так и взрослых, к наставникам. К учителю обычно обращаются не только как к руководителю, но и как к другу».
Всё это уходит из школы (кроме дежурных цветов 1-го Сентября) при нынешнем социальном расслоении населения, моральной деградации общества. Навязываемая ювенальная юстиция вообще добьёт авторитет учителя, да и семьи тоже. Основы образования утекут при узаконенном торгашеском подходе. Наше лучшая в мiре система образования брошена на плаху бюджетного «реформирования». Напомним, что ещё к 2000 году был разработан проект перевода всех образовательных учреждений на принцип нормативно-подушевого финансирования. С годами в разряд «нерентабельных» попали не только малокомплектные сельские школы, но и образовательные учреждения в районных центрах и малых городах России.
Маршал Чуйков — выдающийся разведчик, а потом победитель в Сталинградской битве был восьмым ребёнком в семье из нынешнего дальнего райцентра Московской области Серебряные Пруды. И всё-таки получил достойное образование! Сегодня ему дорога наверх была бы закрыта. Даже в Москве ряд школ оказался под угрозой закрытия. Помню, как на одном из телеобсуждений надрывалась занявшаяся теперь частной жизнью Ирина Хакамада: «Пусть деньги идут за учеником!» Деньги пошли за чиновниками и учителями «новой формации».
Принцип нормативно-подушевого финансирования, с подачи «специалистов» Высшей школы экономики активно внедряемый Министерством образования и науки России, всего за несколько лет привёл к резкому ухудшению положения всей системы образования в стране. Нормальному человеку ясно, что любая школа, независимо от количества обучающихся в ней учеников, должна иметь полный набор всех необходимых пособий, оборудования и учить достойно. Но это в огромной и разорённой «реформаторами» и «менеджерами» России нереально.
А как дела с высшим образованием? С принятием нового закона ни одному образовательному учреждению самостоятельно выжить в современных экономических условиях невозможно. Кстати, в этом отношении Российская Федерация, в отличие от ведущих развитых стран мiра, катится вниз. Уже в 2010 году Япония переходит на всеобщее безплатное высшее профессиональное образование для всех граждан своей страны. К 2012 году то же произойдёт в Южной Корее. К 2020 году Германия будет иметь 90% безплатного и лишь 10% платного высшего профессионального образования. Мы же сегодня имеем почти 70% платного и лишь 30% безплатного высшего образования. И тенденция такова, что к 2020 году Россия будет иметь 90% платного и всего 10% безплатного образования! Мы что, экономически успешнее Германии и Японии? О какой модернизации может идти речь, если в высшей школе останутся только дети из состоятельных семей?
Правоохранительные органы задержали, а потом освободили дочку декана факультета госуправления МГУ, преподавательницу Полину Сурину. В Следственном комитете при Прокуратуре Москвы сообщили, что против неё возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ (получение взятки). Официальный представитель Прокуратуры пояснил, что Сурина была поймана с поличным, когда ей передавали взятку в 35 тысяч евро за зачисление абитуриентки на платное отделение факультета. На платное — за взятку! Какой же будущий государственник прорвётся туда безплатно? Сурина на кафедре вела спецкурс «Совершенствование управления бюджетным процессом в РФ». Она, наверное, учила, как «пилить» бюджетные средства. Ещё она занималась строительством партии «Единая Россия» в МГУ, и потому дело её переквалифицировали в простое мошенничество (мол, она не могла гарантировать поступление). Ой ли! А отец её — заведующий кафедрой? Но «семейное предприятие» госстроителей принялись спасать. Вот такие у нас наставники будущих главных управленцев! Так зачем проводить показушные заседания в Томском университете и награждения в Кремле молодых учёных, если скоро сама система поиска самородков из глубинки будет сломана?
Но вернёмся к школе. Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования утверждает: «Уже с 2006 года в системе общего среднего образования начался активный процесс перехода на оплату за счёт средств родителей основной части развивающих предметов. Сегодня до 25% развивающих предметов, к которым относятся: изо, музыка, хореография, дополнительные иностранные языки, спортивные кружки и секции — оплачиваются исключительно из кармана родителей.
Кажется, пора остановиться и серьёзно задуматься над всем происходящим. Но зуд реформаторства кое-кому не даёт покоя. Идея «оптимизации» расходов на социальные нужды привела к появлению очередной «инициативы» — переводу бюджетных учреждений в новое качество. В соответствии с подготовленным правительством законопроектом №308243 — 5 под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» у нас в стране теперь вообще появляются три типа учреждений: автономные, бюджетные и казённые. На первый взгляд, казалось бы, ничего страшного не произошло. Подавляющее большинство образовательных учреждений остаётся бюджетными. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Теперь бюджетное учреждение (в отличие от казённого) не будет получать прямого постоянного бюджетного финансирования, а лишь через адресные субсидии. И это означает, что уже в ближайшее время (если данный Закон будет одобрен Советом Федерации и утверждён Президентом России) огромная часть российских школ и вузов останется без средств к существованию».
Дикая ситуация (в Год учителя!) усугубляется тем, что из бюджетных средств будет оплачиваться только некий обязательный набор учебных предметов. Каких именно, сегодня из учителей не знает никто. Это будет определяться только при начале «реформы» в октябре 2010 года, когда новый учебный год наберёт ход. Армия чиновников не смогла ничего продумать, просчитать, провести какие-то эксперименты. Даже в Думе назначили слушания с привлечением специалистов после принятия Закона. Вот какую убийственную государственную систему мы создали!
Дмитрий Медведев прибыл в привилегированную замоскворецкую школу №627, напичканную техникой, радовался, что учителя не боятся компьютеров. Ну, русский учитель и не такие премудрости осваивал. Зато когда заговорили о переходе на новые принципы финансирования (после того, как будет принят Закон об автономных некоммерческих учреждениях) в 2011 году, выяснилось, что эти принципы никому не известны, президент тоже ушёл от внятного ответа.
Что ждёт будущие поколения? Скорее всего, как полагают дальновидные профессионалы, российские школы, исключая элитные, в ходе данной «реформы» рискуют превратиться в аналог дореволюционных церковно-приходских, где за бюджетные деньги учат лишь читать, писать и считать. Правда, как в дореволюционных школах, многому могли бы научить образованные священники, но их появления в школе боятся. Конечно, всех обучат пользоваться импортными компьютерами, о чём так печётся Президент: надо же искать потребительские товары, читать о скандалах, погружаться в виртуальные игры, смотреть порносайты (составляющие более половины всех сайтов в интернете). Ясно, что других талантов и «специалистов» в стране — сырьевом придатке и не надо. Вкалывать на буровых, на прокладке газопроводов под руководством немецких инженеров, менеджерить с китайскими товарами, тупо охранять, обслуживать толстосумов — и такие смогут.
В мае этого года прошёл XIV Всемiрный русский народный собор, тема его представляется чрезвычайно важной — «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». Во вступительном слове Святейшего Патриарха особое внимание было обращено на значимость нравственной составляющей в образовательном процессе. «Образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить её на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора, или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога». Но ведь все реформы и ведут именно в сферу коммерческих услуг!
Участники Собора в резолюции просят Президента РФ отозвать Закон об автономных учреждениях как антисоциальных, нарушающих права граждан, гарантированные Конституцией РФ. Этот Закон не даёт стране перспективы в будущем и ведёт к деградации общества. Ведёт не к спасению, а к гибели России.
Александр Александрович БОБРОВ