Александр Москалёв - Обитель на Москве-реке

Приближается 630-летие великого исторического события — победоносной Куликовской битвы. В Москве и Подмосковье немало памятных мест, связанных с духовным и ратным подвигом Великого князя Московского Дмитрия Ивановича.

Одно из них — Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь, который находится на Москве-реке в городе Дзержинском и славится своей историей, уникальными памятниками архитектуры. Основал его герой Куликова поля, прославленный Церковью святой благоверный князь Дмитрий Донской тогда же, 630 лет назад

Основная часть войска Дмитрия Донского под предводительством самого князя, догнавшего его под Москвой, шла вдоль берега реки Москвы к Куликову полю. В 15-ти верстах от города войско расположилось на ночлег. По преданию, ночью под сосной в звёздном сиянии Великому князю было знамение: перед ним предстал образ Святителя Николая. Обрадованный ободряющим проявлением Божественной благодати, Дмитрий уверовал в победу и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» (Это всё согрело сердце моё!). Он дал зарок заложить монастырь на этом месте, и потому датой основания Николо-Угрешской обители считается 22 (по ст. ст. 9) августа.

После победы на Куликовом поле князь Дмитрий на месте знамения «повелел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и устроить обитель иноческую». Так возник Свято-Николо-Угрешский монастырь. Сегодня в центре подмосковного города Дзержинского высится памятник св. Дмитрию Донскому работы Вячеслава Клыкова, а на территории монастыря, на месте знаменательного ночлега князя, покоится огромный камень и отреставрирована часовня Святителя Николая.

Монастырь-крепость оборонял подходы к Москве с юго-востока. Его разоряли и жгли ногайцы, литовцы, прочие недруги, но он всегда возрождался. В 1602 году в нём некоторое время жил бывший слуга бояр Романовых, а затем беглый дьяк московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев (будущий Лжедмитрий I). В 1610 году в обители остановился с войском Лжедмитрий II, была здесь и Марина Мнишек. В 1611 году здесь стояло ополчение Прокопия Ляпунова и Ивана Заруцкого. Это были отряды соединившихся у монастыря зарайских и рязанских дворян, направлявшихся к Москве для её освобождения от поляков.
 
Первые рвались в бой, вторые же медлили, в основном промышляя грабежом в окрестных селениях. Ляпунов пытался силой восстановить дисциплину и порядок в рядах ополчения. Матвей Плещеев — воевода П.Ляпунова — схватил со своим отрядом 28 казаков, когда они грабили подмосковную слободу Николо-Угрешского монастыря. В наказание их посадили в воду, кого-то даже утопили. Казаки отомстили Ляпунову, обвинив его в измене. Буквально через несколько недель он был вызван на казачий круг и изрублен на куски.

Бывал в монастыре и князь Д.М.Пожарский; у стен обители возглавляемое им войско разбило банду тушинского атамана Салькова. В 1614 году по приказу Царя Михаила Фёдоровича Романова разрушенный монастырь восстановили. В обитель часто приезжали государи и церковные иерархи, поэтому в ней были устроены специальные Государевы и Патриаршие палаты — такой чести удостаивались немногие монастыри. (Правда, это связано не только с его историей, но и с тем, что поблизости, в селе Остров, находилась царская резиденция).

В течение двух столетий монастырь оставался постоянным местом великокняжеских и царских богомолий. Особенно часто бывал здесь Царь Алексей Михайлович Романов. Выполнял монастырь и роль тюрьмы — сюда ссылали неугодных людей, в том числе священников и монахов. В 1662 году здесь подвергали пыткам участников Медного бунта в Москве. В середине XVII века в темнице монастыря томились враг Патриарха Никона и глава старообрядцев знаменитый протопоп Аввакум и два других лидера старообрядцев — дьякон Фёдор и священник Никита Добрынин. В 20-е годы XX века в монастырь неоднократно приезжал св. Патриарх Тихон (Белавин).

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в ХУI-ХУIII веках, но в середине XIX века его значительно перестроили. При участии художника-архитектора Ф.Г.Солнцева был создан грандиозный монастырский комплекс в псевдорусском стиле. В монастырском саду был даже фонтан, появились и пруды, которые сохранились до наших дней.

В начале XX века монастырь считался одним из самых процветающих. В нём жили 60 послушников и монахов. В 1920-е годы он был закрыт и разграблен, многие церковные ценности — национализированы. Главная святыня обители — явленный образ Свт. Николая Чудотворца с житием, созданный около 1380 года, сейчас он находится в Государственной Третьяковской галерее.

С конца 1920-х и в 1930-е годы в монастыре размещалась трудовая колония для безпризорных детей — трудкоммуна им. Ф.Э.Дзержинского. Воспитанники этой колонии получали не только знания, они создали свой театр, оркестр, участвовали в строительстве ветки железной дороги от станции Панки до Подмонастырской Слободы, которую переименовали в посёлок Дзержинского. Эта история легла в основу первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь» (1931) режиссера Н.Экка. Позже посёлок стал городом с тем же названием.

В 1940 году снесли величественный Никольский собор. Но в 1960 году, когда начался подъём русского самосознания, часть монастырского комплекса переходит под охрану государства; в 1970 году приступили к его реставрации. А в 1991 году возродился мужской монастырь. Уже в 2000 году здесь жили 32 монаха, был свой замечательный хор. Монахи духовно окормляют больных в городской больнице г. Дзержинского (в 1993 году открыт домовый больничный храм), а также курсантов Московского высшего общевойскового командного училища (находится недалеко от города), где также открыт храм. В монастыре приняли крещение сотни военных: курсанты, солдаты, офицеры и их дети.

Самая удивительная постройка в монастыре — Палестинская, или Иерусалимская, стена. Она не имеет аналогов в мiровой архитектуре. Западный участок стены (более 400 м), построенный в 1866 году, изображает древний город — с теремами, башнями, храмами, как их писали на древнерусских иконах. Ныне восстановлен и Никольский собор, его колокольня видна издалека.

Рядом с причудливой стеной находится проходная производственного объединения «Союз», когда-то страшно засекреченного. Теперь жители и приезжие знают о нём больше, но продукция его продолжает оставаться секретной. Помню, когда мы снимали телепрограмму, посвящённую 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, весьма ярко выступил убиенный позже мэр города Дзержинского Виктор Доркин: «Наш ответ НАТО — тройной. Во-первых, проведено испытание новой системы возмездия "Тополь-М" с помощью "Союза", во-вторых, сборная Россия выиграла у команды натовской Франции, а в-третьих, вернее, самое главное, — мы открываем памятник Пушкину!» — так он закончил речь при открытии памятника-бюста работы выдающегося скульптора Михаила Аникушина.

Николо-Угрешский монастырь сегодня является не только центром монашеской жизни и духовного образования. Обитель — центр культурной жизни Дзержинского и всего Подмосковья. Доказательством тому служат не только постоянные встречи с людьми науки и искусства, различные мероприятия культурно-общественного характера, но и уникальные музеи, в которых собрано множество предметов, имеющих как художественную, так и историческую ценность.

Первым в монастыре был открыт музей-ризница, в котором хранятся различные церковные древности и предметы искусства. Знаменательным событием в жизни города и всего Подмосковья стала передача в этот музей весной 2008 года А.В.Ренжиным собранной им коллекции, посвящённой Императору-страстотерпцу Николаю II и его семье.

Жители Дзержинского и близлежащих мест Москвы и Подмосковья в обители могут получить знания о православной вере, о Русской Православной Церкви и основах духовной жизни. Образовательная программа представлена Николо-Угрешской православной духовной семинарией и курсами для взрослых «Сокровенный мiр Православия».

Так что мiр древнего монастыря — расширяется и обретает прежнюю силу и благодать.

Александр Александрович МОСКАЛЁВ