В современном русском мiре происходят драматические, трагические события, угрожающие его существованию, культуре и государственности. Для сохранения духовно-культурного пространства России необходимо понять истинную роль нашей прозападной либерально-рыночной, вульгарно-демократической идеологии.
Признаем, что ныне она становится угрозой нашей национальной, государственной, экономической безопасности. Ключевой задачей ведущейся информационной и политической войны стало ослабление национального самосознания русского этноса, его культурного потенциала. Социокультурная война против русского народа и других коренных народов России идёт сегодня по всему фронту. Не случайно исчезла из паспортов жителей современной России графа «национальная принадлежность». Деидеологизировано отечественное образование, а в Конституции России нет ни слова о том, что государствообразующим народом России являются именно русские. Их роль и ответственность должны быть закреплены, обозначены законодательно, если мы хотим сохранения, обеспечения безопасности и государства, и живущих в нём издревле народов, ибо разрушительные процессы в развитии самого многочисленного этноса в стране не могут не осложнить жизни и всем остальным...
Этот вывод очевиден, не требует особых доказательств. Однако он сегодня постоянно замалчивается, как будто это всех нас, живущих сегодня в современной России, не касается!
Вернемся к тем ключевым идеологемам, которые ныне работают на разрушение отечественной государственности и культуры: «толерантности российской нации». Несомненным представляется, что Россия не только для русских, но для всех коренных народов страны. Характерно использование «новыми революционерами» понятия «российская нация», что является противоестественным, антинаучным. Это ставит под сомнение полноценность наций, народов, имеющих свои исторические названия и живущих в России. И, конечно, наносит удар по русской культуре и языку, который был межнациональным в СССР, как, впрочем, и русская культура в целом.
Соблазн дерусификации через введение понятия «российская нация» был апробирован в нашей стране через активное использование категории «советский народ» в СССР. При этом сразу нужно отметить то обстоятельство, что «советский народ» не был назван, определён как новая нация. Он рассматривался как новая интернациональная историческая общность, которая включает многие народы и этнические группы. И это было фактически правильно, корректно.
Иное дело сегодня, когда прямо и непосредственно заявляется о существовании новой нации —«российской», идущей на смену цивилизации самой Россия При этом, конечно, прежде всего наносится новый удар по самосознанию русской нации, провоцируется русофобия.
Идея «российской нации» навязывается как альтернатива объединяющей, интегрирующей роли русской культуры, нашей православной духовности.
Славянский мiр в последние несколько столетий интегрируется, защищается, сохраняется духовно-культурным, общественно-политическим потенциалом русского мiра, его единством, мощью. И кризис русского мiра в XX веке, конечно, ослабил, разобщил современное славянство, судьба и жизнь которого ныне требует активных действий по обеспечению самосохранения, экономической, политической и культурной безопасности.
Воспроизводство культурного разнообразия славянских народов, как и всех других, обновляясь, сохраняет свои культурные формы. Если этого по каким-то причинам не получается, то мы наблюдаем гибель государств и вымирание народов, национально-культурную, личностную деградацию их. Так уже бывало: и с Древним Римом, и с Византией... Бывали там и периоды возрождения, как у потомков древних римлян и византийцев, но в результате возникал новый народ.
Уважать и ценить, толерантно относиться можно только к тому, кто носит в душе своеобразие какой-то культуры. И только на таких основаниях формируется общечеловеческая культура сотрудничества, межкультурного взаимодействия, взаимообогащения, взаимопомощи.
Иное — от лукавого! Иное — от тех, кто хотел бы править мiром в своих корыстных интересах!
Мы должны помнить уроки истории. Административно-социалистический коммунизм с его тотальным обобществлением собственности и контролем за личной жизнью людей, его пролетарским интернационализмом, игнорирующим преемственность, органичность развития человека, общества и государства, не может быть признан справедливым и эффективным для современной России; либерально-рыночная революция 1990-х годов, вернув нашу страну в эпоху первоначального капиталистического накопления, стихию «дикого рынка», индивидуализма и приоритетов личной жизни, предпринимательства на фоне новой, теперь уже либерально-рыночной интернационализации, также не может стать основой возрождения современного государства.
Путь к будущему должен пролегать через серьёзную научную и общественно-практическую работу, её целью должно стать сохранение преемственного национально-культурного развития восточно-славянской православной цивилизации.
Святослав Иванович ГРИГОРЬЕВ,
профессор, член-корр.РАН