Нина Аверина - Мужество всегда в тени

На одном из занятий по основам православной культуры мы с детьми изучали тему «Отечество и отечественная культура». Они прочитали слова: род, народ, Родина, страна, Отечество, Россия-матушка. Устанавливая связь между ними, пришли к выводу: Родина — это страна, сторона, то место (часть земли), откуда идёт наш род, где жили наши предки, жил и живёт наш народ, наши деды, отцы и мы.

Учебник говорит детям, что культура — это только образ народа, лучшее, что создали наши предки: города, храмы, иконы, фрески, картины, стихи. На страницах его — фотографии храмов, отрывок из стихотворения И.Никитина «Русь». Дети выучили его наизусть. Особенно проникновенно в нём звучат слова: «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью! Стать за честь твою против недруга, за тебя в нужде сложить голову». Здесь же репродукция с картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье».

Витязь, богатырь — это собирательный образ защитника Отечества. Значит, Отечество, отечественная культура — это то, что нам необходимо научиться любить, беречь и защищать.

Листаем вместе с детьми православный календарь. Это «ритм» нашей жизни. Они узнают, что 15 марта, в день отречения последнего русского Царя от престола, — праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Чудесным её явлением Богородица явила, что Сама отныне будет хранить страну нашу от врагов. «И доколе Россия будет православна и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, — пишет святой Иоанн Кронштадтский, — дотоле она будет могущественна и непоколебима. Ибо от начала и доселе она выходит от всех бед... заступлением и помощью Богородицы во всех войнах и ратных обстоятельствах».

22 июня 1941 года пришли на Русь фашистские захватчики в день празднования иконы «Нерушимая Стена». Празднование этой святыни было установлено в день Всех российских святых. Стоит ли удивляться не только известным случаям защиты нашей страны Богородицей и святыми угодниками Божиими, но и самоотвержению людей военного поколения, долгое время лишённых духовной пищи!

Накануне празднования Державной иконы Божией Матери Господь даровал мне встречу с защитником Отечества, ветераном Великой Отечественной войны Махновским Виктором Дмитриевичем. Сидим в деревенском доме за большим круглым столом. Виктор Дмитриевич делится своими воспоминаниями:

«Жил в Полтаве. Когда в город пришли немцы, мне было 17 лет. Отец был военным, попросил своего товарища — полковника Привалова — спасти семью. О гибели отца я впоследствии узнал из книги воспоминаний маршала Баграмяна. Иногда на войне, чтобы спасти полк, обрекали на гибель роту... Полковник Привалов приехал в Полтаву на автомобиле, посадил мать, меня с сестрой и вывез из города. В 17 лет я поступил в Алма-Атинское военное училище. После учёбы попал на фронт. Был офицером-миномётчиком. Одна мина — 16 кг. Заряжали вручную... Всё время был на передовой. В обороне был телефон, на передовой — два радиста и два разведчика. С боями прошёл от Витебска до Кенигсберга».

Всё в его рассказе просто, но постепенно проникаешься большим чувством уважения, благодарности к этому удивительному человеку. И.А.Ильин называет верных служителей человеческой совести скромными, обыкновенными Божиими муравьями. Именно они, «на удивление простые и скромные люди. Без особого дара к блеску... тихо и честно... следуют... всю свою жизнь своему долгу». Они из тех, «которые умеют остаться верными в горе, отречься от карьеры по службе, пренебречь кривой дорогой к лёгкому успеху... которые без чванства и гордыни осторожно несут свою вахту... кто прочно проводит борозду жизни на пашне Всевышнего, кто почерпает свои силы из Его таинственного источника... кто в годину тяжких испытаний народных и великих бед для государства оказывается храбрейшим из храбрейших».

Храбрость, мужество... Именно здесь отражаются удаль сердца, сила духа. «Приходилось бывать в таких переплётах, что трудно объяснить, как остался жив, — вспоминает Виктор Дмитриевич, — Шло наступление. Нас кормили, когда темно, из термосов. Утром задержался завтрак, принесли часов в десять. Командир батальона попросил отвести людей в рощу и всех накормить. Потянулись туда стрелки, пехотинцы. Я сажусь на пенёк, начинаю есть кашу. А командир миномётной роты старший лейтенант Хохлов — на бревне, у него картошка с тушёнкой, он меня приглашает к себе. Пересаживаюсь к Хохлову, едим с ним из одного котелка. На моё место садится разведчик. Не прошло и пяти минут — над головой разрывается тяжёлый немецкий снаряд. Невозможно передать, что там было: крики, вопли, стоны... Командир полка стоит весь в крови. А меня даже не оглушило. Почему так? Тогда объяснить это было трудно. Только потом всё встало на свои места, когда батюшка сказал: "Тебе помогал Бог". Или ещё такой случай... Был у меня командир отделения Гиль Мехамедов — башкир, 32 года. Такой хороший! Находились с ним на наблюдательном пункте. Часов в 12 будто душит меня что-то, — хочу пить. В 10-ти метрах от нас находился блиндаж. Там мы ели, спали. Зашел туда, попил воды. Вдруг страшный взрыв! Выхожу — прямое попадание, командир мёртв...»

«Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, — говорится в проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), — Он омрачил умы фашистов, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех». Их бдительность помогала воинам спастись от гибели. «Многим солдатам, — рассказывает Виктор Дмитриевич, — спас жизнь генерал армии И.Д.Черняховский. Полковник Дмитриев сообщает: "Едет генерал Черняховский, будто смотр полка совершает. Показалась машина с охраной.
 
Сначала подошёл к полку (роты стояли в колоннах). Потом к батарее. Подходит ко мне и говорит: "Пойдём, комбат, посмотрим твои миномёты... Негоже обращаетесь с техникой. Надо сделать стеллажи. Сможете?" Отвечаю: "Так точно!" Жили в домах, генерал обратил на это серьезное внимание: "Как вам не стыдно! Немцы в 5-ти км. К 5 часам утра выкопать блиндажи!" Только укрылись в блиндажах — утром земля дрожит. Дальнобойная немецкая артиллерия разбила почти все дома. От дома, в котором мы спали, остались одни щепки».

С помощью Божией в 1944 году враг был изгнан из пределов нашей страны, и началось освобождение других народов. Весной 1945 года русская армия вошла в Германию.

«Восточная Пруссия. Ночь. Идёт наступление, — продолжает свой рассказ Виктор Дмитриевич. — Кругом пожары, трупы... Мы двигаемся. Тут стрелки, пулеметчики... С нами командир роты, командир полка. В три часа ночи командир разведгруппы капитан Афонин приглашает меня в немецкий дом. В него набились и пехотинцы, и стрелки... Все валятся с ног от усталости. Предложил всем спать, сам решил охранять людей. Чтобы не заснуть, рассматривал богатое убранство немецкого дома. Рассвело. Думаю: выйду на улицу, посмотрю...

Оказалось, вышли на немецкую оборону. В 20-ти метрах — их траншея. Через 5 метров стоит немец с автоматом. Смотрит на меня... Бежать влево — убьют, прямо — убьют. Что делать? Развернулся и рванул назад в дом. Не помню, когда немцы открыли огонь. Дом трещит, а я живой. Почему ни один из немцев в меня не выстрелил, понять было трудно. Однажды внучка рассказала священнику так:

«Батюшка, знаете, почему дедушка остался жив? Когда он уходил на войну, его мама зашила ему икону тряпочкой с обеих сторон. Тогда он не придавал этому значения». Вместе со священником вынули мы икону из тряпичного мешочка, она была чёрной с обеих сторон. Батюшка предложил мне окреститься. На десятый день после моего крещения лицевая часть иконы покрылась золотыми пятнами, потом — вся просветлела. На ней стал виден образ святого. Батюшка сказал, что это Тихон Задонский».

Виктор Дмитриевич — интересный рассказчик, и общение с ним приятно, сердце наполняет какая-то особая духовная отрада... «Таково свойство мужества, — пишет И.А.Ильин, — где бы оно ни проявилось. Великолепно оно, как храбрость на поле брани, будь то смелый порыв или осмотрительная выдержка и выжидание. Но великолепно и так называемое гражданское мужество. Воинская доблесть всегда сопровождается восторгом... это мужество всегда в тени... Как важно порой не склониться ни перед трудностями, ни перед опасностями, ни перед устрашениями». Такой человек не упадёт, не свалится, «его не сметут стремительные, грозно несущиеся дикие воды жизни. Он из тех, кто устоит даже тогда, когда "закачается якорь"».

«Живём с женой Валентиной Семеновной в деревне в доме зятя, — продолжает рассказывать Виктор Дмитриевич. — Сосед подключил нам на кухне к плите газовый баллон. Утром жена должна была готовить завтрак. Почему-то решил отстранить её от этого занятия и пошел на кухню сам. А если бы она пошла, нам конец. Включаю газовую плиту, зажигаю спичку, вдруг — вспыхнули огоньки, потом фонтан огня, потом уже всё в огне. Что делать? Схватил старый халат, намотал его на руку, взял этот баллон, рванул, оторвал от плиты, вытащил на улицу, в овраг бросил. Там он взорвался. До сих пор как на войне...»

Культура нашей Родины — это культура наших предков, нам надо учить своих детей хранить отеческие традиции. Думаю продолжить с ними изучение этой важной темы, организовать встречу Виктора Дмитриевича с детьми и назвать её уроком мужества, любви к Богу, к людям, к Родине.

Нина Генриховна АВЕРИНА