Фёдор Иванович Шаляпин писал, что, объехав почти весь мiр, он ни в одной стране не видел ничего подобного русской благотворительности конца XIX — начала XX веков. В ней душа нашего народа явила мiру невиданный размах, щедрость, милосердие. Долгие годы об этом интереснейшем явлении русской истории, которым мы можем гордиться, говорилось немного.
Наша торгово-промышленная элита в основном состояла из потомков купцов- старообрядцев. Человек получает богатство по Божией воле, а значит, должен вернуть всё Богу благими делами. Богобоязненность, желание очиститься от греха заставляло лучших представителей российского купечества жертвовать огромные суммы на благотворительность.
Для кого-то это было модой, стремлением не отстать от других, демонстрацией своего благосостояния. Иногда в этом был и расчёт, и важная жизненная необходимость. Ведь владельцы промышленных предприятий нуждались в высококвалифицированных кадрах, а значит, должны были вкладывать деньги в развитие образования: открывать школы и училища. Сочетание успешной предпринимательской деятельности с высокими эстетическими потребностями и духовными интересами — одна из особенностей многих выдающихся предпринимателей того времени.
Вспомним о самом известном из них, Павле Михайловиче Третьякове. Прадед братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых — из небогатого купеческого рода города Малый Ярославец. Прибыл в Москву в 1774 году вместе с женой и двумя сыновьями. Павел и Сергей получили хорошее домашнее образование. С детства их приучали к труду, сыновья работали в лавке наравне с другими служащими. Отец считал, что каждая профессия почётна, если работать честно. После смерти его сыновья продолжили купеческое дело, потом вложили деньги в производство. Им принадлежала Новая Костромская мануфактура льняных изделий, крупнейшая в Европе. Знаменитые слова Павла Михайловича «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу» были смыслом всей его жизни. Он ценил деньги за то, что они давали ему возможность помогать очень многим людям. Вместе с братом открыл в Москве училище для глухонемых и постоянно оказывал ему материальную помощь. Помогал семьям солдат, погибших во время Крымской и Русско-турецких войн, многим бедствующим художникам. Но никогда не афишировал этого. Он построил больницу для своих рабочих, родильный дом, ясли, школу, дом престарелых. У него была репутация человека исключительной порядочности.
Павел Михайлович посвятил всю жизнь великой цели — созданию русской национальной художественной галереи.
На создание своей картинной галереи Павел Михайлович истратил 1,5 млн рублей, его брат — 2 млн. А потом они безвозмездно подарили её городу, всем нам. С 1881 года она открыта для свободного посещения.
Многие бывали в Театральном музее им. А.А.Бахрушина, и имя это известно широко, но о том, что все Бахрушины были благотворителями, известно, к сожалению, не всем. А начиналось всё так в начале XIX века приехал в Москву из Зарайска купец, торговавший скотом, Алексей Фёдорович Бахрушин. Свой первый завод в Москве он открыл в Кожевниках, недалеко от того места, где сейчас находится Павелецкий вокзал. Это было в 1834 году. Этот год можно считать годом основания русской кожевенной промышленности. В советское время Бахрушинский завод назывался «Обувной комбинат им. Парижской коммуны».
За короткое время Алексей Фёдорович создал процветающее кожевенно-обувное предприятие, оснастил его лучшими по тому времени станками и начал выделку тонких видов кож. За свои товары он награждался золотой и дважды серебряными медалями на Всероссийских промышленных выставках.
Из восьмерых детей Алексея Фёдоровича стали знаменитыми три брата: Василий, Пётр и Александр. Они вместе со своей матерью взяли на себя управление заводом, пристроили к нему суконно-ткацкую фабрику, возродили производство и значительно увеличили семейный капитал. Но семья миллионеров Бахрушиных жила скромно, отличалась благочестием и высокой нравственностью.
На благотворительную деятельность они истратили 3,5 млн рублей. На родине предков в Зарайске и в Москве построили 18 храмов и более 100 гражданских зданий. Они высказывали лишь одно пожелание: всё построенное ими должно носить их имя, чтобы потомки помнили о них. Доброе дело Бог оценит да люди помянут. Москве дали 450 тыс. рублей на строительство в Сокольниках больницы для неизлечимых, которая сейчас называется Остроумовской. Доктор Остроумов был семейным врачом Бахрушиных.
Больница была самой крупной по тем временам. Лечили в ней безплатно. В Сокольниках Бахрушины построили также детский приют. Сироты воспитывались там с четырёхлетнего возраста, учились, работали и «выходили в люди», получив профессию.
На принадлежавшем им участке земли на Софийской набережной, в самом центре Москвы, Бахрушины построили «дом безплатных квартир» для вдов с детьми и учащихся девушек (д.26/1), потратив на это 1257 тыс. рублей. Там жили около 2000 человек. В народе его называли Вдовий дом. Удивительно, что своим внешним видом постройки Бахрушиных больше походили на дворцы богачей и не напоминали тем, для кого были предназначены, об их бедственном положении.
В конце XIX века сын Александра Бахрушина, Алексей, приумножил славу семьи, открыв в своём доме театральный музей, по объёмам фондов считающийся крупнейшим в пире. Талантливый предприниматель, он посвящал всё свободное время созданию этого музея. Как и Третьяковы, он подарил его Москве.
Есть в отечественной истории благотворители не столь известные, как братья Третьяковы или Бахрушины, но, несомненно, достойные памяти потомков. Один из них — Гаврила Гаврилович Солодовников. Это имя известно немногим. Он был самым богатым в России, богаче Третьяковых, Морозовых и Рябушинских вместе взятых. Популярный герой анекдотов, некогда известный всей России своей необычайной скупостью. Но оказалось, смеялись зря: в завещании он оставил на благотворительные цели более 20 млн рублей. Такого ещё не видела Москва.
Приходя сегодня в Московский театр оперетты, знаем ли мы, что построен он для нас купцом Солодовниковым? На строительство Московской консерватории он пожертвовал 200 тыс.рублей; Клиника венерических и кожных болезней при 1-м Московском мединституте — тоже его дар.
Выходец из купеческой семьи города Серпухова, Гаврила Солодовников работал в лавках отца мальчиком на побегушках и помощником приказчика. Не имел возможности учиться, потому неграмотно писал. Сразу после смерти отца он перебрался в Москву со своей долей наследства, занялся, как и отец, торговлей мануфактурным товаром. А к 40 годам стал мультимиллионером. Но не только торговле обязан был он своим богатством, хотя владел в Москве крупным универсальным магазином «Пассаж Солодовникова», располагавшемся на месте нынешнего ЦУМа (в первозданном виде не сохранился, потому что в 1941 году в него попала бомба).
Товар там был высокого качества и продавался по твёрдым ценам. Будучи талантливым предпринимателем с исключительным чутьём, крупным акционером Общества Московско-Казанской железной дороги, акционером нескольких банков, Солодовников жил в бедном домишке, на 20 копеек в день. Над ним смеялись все. А он жертвовал большие суммы.
Из завещанных им на благотворительность 20-ти млн треть он распорядился истратить на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ. Треть — на строительство в тех же губерниях мужских и женских профессиональных школ, на строительство на своей родине в Серпухове родильного дома. Треть — на строительство в Москве домов безплатных квартир. Городские бедняки жили в грязных и сырых трущобах. Между тем «большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий своим честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы», — так писал Солодовников в своём завещании.
В 1904 году началось строительство домов безплатных квартир для одиноких и семейных на 2-й Мещанской улице (сейчас ул.Гиляровского, д. 61— 65). Дома сохранились до наших дней. Они облицованы мрамором, в них были лифты, общая кухня, библиотека, ясли, прачечная. Жили там представители многих сословий, только рабочих среди них почти не было.
Можем мы представить себе ситуацию, когда в центре Москвы строится не торговый и не бизнес-центр, а сиротский дом или дом безплатных квартир для бомжей, или для бедных вдов с детьми — на средства кого-то из известных всей стране богачей? Много мы можем назвать промышленных предприятий, больниц, театров, школ, построенных на средства современного купечества? Мы привыкли, что нынешние бизнесмены вкладывают деньги в эксплуатацию природных богатств России и вывозят деньги за рубеж. А как Бог рассудит и чем люди помянут, волнует их меньше всего. Не на картинные галереи жертвуют они деньги. Множатся по всей стране Рублёвки. Досуг людей заполняется рассказами о личной жизни нынешних нуворишей, сплетнями, безпринципными сериалами. Понижение художественного уровня произведений искусства сопровождается упадком общей культуры общества.
Торгово-промышленная элита дореволюционной России, происходившая, в основном, из крестьянства, из гущи народной, была глубоко религиозной. Деньги, нажитые трудом многих поколений, воспринимались лучшими её представителями как средство служения интересам родной страны.
Как далеко всё это от дня сегодняшнего, когда мнимая религиозность демонстрируется народу стоянием в церкви по большим праздникам со свечой в руке, деньги, нажитые любым путём, считаются главной заслугой перед Богом и людьми. Это протестантская идеология — своего богатства не стыдятся, его выставляют напоказ. Стань богатым, как мы, и мы признаем тебя равным себе. Роскошные особняки и автомобили, костюмы и обувь — пропуск в изолированный мiр духовных нелюдей.
До какого морального оскудения надо дойти, чтобы за подобной мишурой не видеть многочисленных проблем бедной страны, страданий её народа.
Ирина Михайловна ЧИЖОВА