Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения — день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и в то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына» (Лк. 1, 57).
7 ИЮЛЯ — Рождество святого Иоанна Предтечи
«Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были до рождения сына в нищете — у них не было детей. Это было тяжким испытанием в Израиле, где многочисленное потомство — благословение Божие и единственное подлинное богатство.
Далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времён Мессии. Глядя на то, как мы живём, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая даётся легко. Это радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мiр.
Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мiр главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести безконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключён в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Всё, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мiра — временны, преходящи. То, что даётся человеку, — с самого начала, когда он приходит в мiр, — это Божия любовь, вечная любовь. В день Рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорождённого младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.
«И хотели назвать его по имени отца его — Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном». В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. Все имена, звучащие в этом месте Евангелия, — с особым смыслом. Захария означает «память Господня» или «Бог вспомнил», Елизавета — «почитающая Бога» или «обещание Божие», Иоанн — «Божия благодать» или «Божие благословение».
Каждый из этих людей носил имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас — не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаём ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать её нам, она отмечена вечной любовью? «мiр безсмыслен», — говорят безбожники-материалисты. «мiр идёт к блаженству Самого Бога», — говорят христиане.
И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Поистине всё в рождении Предтечи — новизна. Оставляются прежние обычаи, как бы ни были они почитаемы. Начинается новое время. И это кажется странным тем, кто замкнут на одном только Ветхом Завете. Скоро явится Церковь Нового Завета, и юность её будет свидетельствуема Духом Святым, часто опрокидывающим слишком мудрые человеческие замыслы. Поистине имя его — Иоанн, «Божия благодать». Мы увидим позднее, как «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10,45).
«И спрашивали знаками у отца, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1, 59—64). Первые слова, которые произносят немые уста, — хвала Богу. Ныне новое время, время спасения. Этим рождением разрешается язык,, и дух обретает свободу, делаясь способным возвещать чудеса Божии. Послушайте песнь действия благодати: «Благословен Господь Бог... Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он воздвиг рог спасения нам, Он спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими. Он даст небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей».
Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! И должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей. «И ты, отроча, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешъ пред лицем Господа — приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их». (Лк. 1, 68—79). Бог начинает творить милость, открывать благодать. Тот, кто не хотел верить в невозможное, видит себя прощённым и исцелённым. Ибо нет невозможного для Бога.
«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской» (Лк. 1, 65). Этот страх — может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мiр. Этот страх может быть побеждён только страхом в библейском смысле — страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи.
Сокровенные замыслы Божий неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие — только то, что поддаётся плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого безконечной тайной Бога.
«Все слышавшие положили это на сердце своём, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец — никто не знал. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведёт в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдёт в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядёт. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдёт, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мiр, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь!
Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом» (Лк. 1, 80). Слово Божие, видя всё наперёд, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни — не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь, это значит — не исполнить волю Божию. Святой Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит своё призвание. Он исполнит то, что Бог ждёт от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости, Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рождённых женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С Тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как безконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом!
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ