Протоиерей Александр Шаргунов - Смысл поста

Архив: 

 

С 31 мая по 11 июля - Петров пост

 

Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году по продолжительности почти равен Великому, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься».

Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьёзна, что не так-то легко исполнять Заповеди Божий. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, всё исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути, о чём непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех -это всё равно, что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить Заповедь Божию - значит стать исповедником Христа, а совершить грех - отречься от Него.

В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагали, что Он - Иоанн Креститель, другие - что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается именно к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нём. Он ждёт от них иного ответа, потому что они - близкие Его, и им дана возможность узнать Его намного более, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мк. 8, 27-30). И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это ему, а Отец, Сущий на Небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия - Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет, говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит лишь первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословитъ Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с тобою». Ответ Господа безпощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и всё-таки не знал по-настоящему Христа.

В приобщении этому исповеданию - смысл Петрова поста. Мы приглашаемся испытать глубже, что мы знаем о Христе, и какова наша вера в Него. Когда мы говорим, что Он - Сын Божий, Спаситель, Свет мiра - что означают эти слова для нас? И нам не плоть и кровь открыли эту тайну. Но, может быть, как Пётр, мы. радостно произнося их, не отдаём себе ясного отчёта, что влечёт за собой это исповедание, потому что в этом вопросе «А вы за кого почитаете Меня?» может заключаться другой смысл - самый важный: «Кто Я для вас? То есть, какое значение имею Я для вас? Какое место Я занимаю в вашей жизни? Когда вы исповедуете веру в Меня, оказывает ли это исповедание влияние на каждый ваш день?»

Если мы так поставим вопрос, станет очевидно, что значение имеет не прекрасный, богословски глубокий и даже благодатный ответ. Значение имеет то, в какой мере эта истина определяет наши отношения со Христом, какова сила Его воздействия на то, что происходит с нами. Есть ли в нашей жизни то, что мы делаем ради Христа и Его учения, и то, что мы никогда не сделаем, потому что любим Его? Такие ли отношения устанавливаем мы с теми, кто нас окружает? Сознаём ли, что у нас никогда бы не было такого рода отношений с людьми, если бы мы не были связаны со Христом?

Эти вопросы обличают нас. Они заставляют нас глубоко испытать своё сердце и быть правдивыми перед Богом. Легко сегодня называть себя христианином и быть им только по имени. Существует постоянное искушение «спрятаться» за прекрасным благовестием и исповеданием веры, возвещаемой Церковью. Но надо ясно видеть, как дорого наша вера стоит. Истина открылась апостолу Петру в Кесарии Филипповой, апостолу Павлу - по дороге в Дамаск. Путь веры не был для них простым и лёгким. Но жизнь и труды апостолов, и, более всего, - мученическая кончина свидетельствуют об их приобщённости до конца Христу.

Смерть Христа на Кресте открывает нам вечное и совершенное явление Сына Божия со Отцом и Святым Духом. Крест - вершина, где предельно воссияла Божественность Христа. Никогда Бог не был столь велик, не был настолько Богом, - если можно так выразиться, - как в этом предельном уничижении. Вот почему апостол Павел хвалится быть благовестителем Бога распятого. «Ибо и иудеи требуют чудес,и эллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев - соблазн, для эллинов - безумие» (1 Кор. 1, 22).

Мы приглашаемся сегодня сделать решительный шаг и начать жить по истине. «А вы за кого Меня почитаете? Кто Я для вас? Какое на самом деле место даёте вы Мне в вашей жизни? Какое реальное влияние Моего Креста и Евангелия на вашу каждодневную жизнь?» На эти вопросы мы должны ответить в глубинах наших сердец. Христос узнает Своих истинных друзей, когда Он на Кресте. И только отдавая себя, мы себя обретаем.

Господь не отверг апостола Петра с его искушением, подобным тому, с каким приступил к Нему сатана в начале Его служения. И Он не отверг апостола Павла, когда тот гнал Его Церковь. Он стал Слугой их, чтобы помочь им узнать, Кто Он и что значит Его пришествие в мiр. И для нас разве Он не сделает, и не сделал уже всё, чтобы спасти нас - дать нам узнать истину и научить нас жить по ней?

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ