Николай Коняев - Молитва Александра Невского

Архив: 

Святой Александр Невский появился тогда, когда, может быть, без такого правителя, как он, и не бьшо бы у Руси дальнейшей истории. И тёмные силы делали, кажется, всё, чтобы не было и Александра Невского.

 

15 июля 1240 года, 770 лет назад произошла Невская битва

 

После неудачи Ярослава Всеволодовича в битве на Липице (1216 год), Мстислав Удалой (отец матери Александра Невского — ред.) разлучил родителей будущего благоверного князя. Но иною была Господня воля, и поженились переяславский князь Ярослав Всеволодович и рязанская княжна Феодосия Игоревна, и родился у них сын Александр...

Он рос и мужал, словно наперегонки с историей... Ровно четыре года бьшо Александру Ярославовичу, когда на реке Калке произошла первая битва русских с монголами. Ему бьшо 15 лет, когда в 1235 году курултай в Каракоруме принял решение послать войска для расширения улуса Джучи «до последнего моря»; 17 лет, когда осенью 1237 года из волжских степей двинулось на Русь войско Батыя.

Некоторым нашим согражданам, не воспринимающим всерьёз угрозы со стороны Запада, неплохо бы вспомнить, что именно в страшную годину татаро-монгольского нашествия, 9 декабря 1237 года, римский папа Григорий IX издал буллу, возвещающую крестовый поход на Русь. Крестоносцы должны были нанести удар в спину израненной Руси — по нетронутым татарами новгородским землям.

Орден меченосцев усилили тогда слившимся с ним тевтонским орденом. Рыцарям пришлось пожертвовать частью владений в Ливонии, но взамен римский понтифик разрешил им вознаградить себя покорёнными псковскими землями. А на соединение с меченосцами с северо-запада двинулись на Русь шведы. Шведским героям папа римский посулил в виде награды новгородскую землю.

Сейчас некоторые историки скептически оценивают значение Невской битвы на том основании, что слишком уж мало народа погибло в той сече. Но ведь святой князь Александр Невский и не ставил перед собою задачи пролить больше крови. Защищая новгородские пределы, ему надо бьшо лишь отразить вражеское нашествие, и он с ювелирной точностью помешал противнику соединиться, когда 770 лет назад, 15 июля 1240 года, разгромил на Неве силы тогдашнего «НАТО».

Невская битва — это не просто выигранное сражение, а явленное Господом чудо, свидетельствующее, что страна сохранится, что Русь нужна Богу, и Он возродит её в новой силе и славе. В духовном смысле сражение на Неве стало небесным знаком, обетованием Московской Руси, идущей на смену Руси Киевской...

И совсем не случайно, что одержана эта судьбоносная победа была на подступах к городу, которому предстояло подняться здесь пять столетий спустя.

А через шесть лет Александр Невский потерял отца. Он умер в Каракоруме, и сразу распространились слухи, что Ярослав Всеволодович отравлен вдовой хана Угэдэя... Задумаемся, какие мысли могли занимать Александра Невского, когда вскоре после похорон отца отправился он в ставку хана. Он был князем единственного не тронутого вражескими нашествиями княжества! Блистательные победы одержал он над могущественными врагами. Вспомним, наконец, что Александру Невскому бьшо тогда всего 26 лет.

Как же не воспламениться, как не разгореться в сердце праведному огню мщения? И если бы князь Александр Невский был просто героем, он так бы и поступил. Но Александр Невский не просто герой. Он — святой князь. Смиренномудрие, не вписывающееся в западный эталон героя, уживалось в святом Александре Невском с воинским безстрашием и дерзкой отвагой.

«Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения, — пишет Г.В.Вернадский. — Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа».

Сохранив Православие, Русь надёжно прикрыла северо-западные земли, где уже при внуках и правнуках святого Александра Невского началась кристаллизация нового центра Русской земли — Москвы, разросшегося в могущественнейшее государство, вобравшее и подчинившее себе и своих завоевателей...

Он был святым, и яснее, чем мы сейчас, вооружённые знанием исторических фактов, духовным зрением прозревал последствия своего отнюдь не случайного, а глубоко продуманного, безукоризненного с геополитической точки зрения выбора.

Этого выбора и столетия спустя не могли простить Александру Невскому историки-либералы. Например, в «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского так и не вместился ключевой персонаж русской истории — святой благоверный князь Александр Невский. Имя его упоминается в этом пятитомнике четыре раза: два раза, когда речь идёт о родственнике святого князя, один раз среди персонажей книги, которую читал Пётр I, и ещё раз в связи с Александро-Невской Лаврой.

Но в цепочке «учитель — ученик — ученик ученика» Василий Осипович занимает промежуточное место. Воспитанник Тимофея Николаевича Грановского, он сам воспитал немало профессоров-историков. Наиболее известен из них Михаил Николаевич Покровский, который при советской власти стал безсменным заместителем наркома просвещения и создал учебник «Русская история в самом сжатом очерке». При этом он пошёл дальше учителя. Василий Осипович в своём «Курсе» умудрился не заметить Александра Невского, а Михаил Николаевич не замечает в своём «сжатом очерке» и самой русской истории.

До конца своей жизни этот ученик Ключевского принуждал всех русских школьников изучать историю по своему учебнику, который не столько излагал историю нашей страны, сколько насаждал интернационалистскую ненависть ко всему русскому.

Ну а если мы протянем цепочку «учитель — ученик — ученик ученика» далее, то попадём в наше время, в школы и институты, где нам навязывали представление, что наш народ — это то, что думала о нём либеральная публика XIX и XX столетий.

Всё житие святого благоверного князя Александра Невского можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и её защитникам. Санкт-Петербург, одним из небесных покровителей которого становится святой князь Александр Невский, — русский город, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного завоевателя. И неважно как — Петроградом или Ленинградом, назывался он тогда. Покровительство святого князя не оставляло город. И не он ли защищал его в самые роковые минуты, когда уже, казалось, невозможно защитить его?

И как тут не вспомнить, что в 1938 году Александр Невский едва ли не первым из наших небесных заступников пришёл к своим соотечественникам, чтобы укрепить накануне величайших предстоящих нашему народу испытаний. Тогда Александра Невского в гениальном исполнении Николая Черкасова, в грозной, вдохновенной музыке Сергея Прокофьева увидели и услышали миллионы советских людей.

И как не вспомнить, что 29 июля 1942 года, в страшное для Советской армии лето поражений, был учреждён орден Александра Невского.

И разве не святой князь укреплял защитников блокадного Ленинграда, разве не он вёл наших солдат в заснеженных степях под Сталинградом? Разве не о нём вспоминали наши танкисты в напичканных ревущим железом полях под Прохоровкой? Разве не его лик сиял на груди наших военачальников, приведших нас к Победе?..

А в наше время? Все мы были свидетелями, как митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий выносил раку с мощами святого князя из Казанского собора, где на долгие семьдесят лет были заточены они в музее атеизма. Тогда, в безумной эйфории тех дней 1990 года, далеко не все мы прозревали надвигающуюся на Отечество беду и, конечно же, никто не мог угадать размеров грядущей катастрофы. Но, как всегда в роковую годину, перед нашествием прикинувшихся друзьями иноплеменников, явился к нам святой князь Александр Невский, и разве не его заступлением произошло чудо, которому мы все свидетели? Митрополит Алексий превратился в Святейшего Патриарха Алексия II, которому суждено было на развалинах гибнущей державы начать дело возрождения Святой Руси.

Если одним из последних деяний Патриарха Алексия II в сане митрополита Ленинградского и Ладожского стало освобождение святых мощей благоверного князя, то и одно из последних деяний Патриарха Кирилла в сане митрополита Смоленского и Калининградского тоже связано с именем святого благоверного князя Александра Невского. Казалось бы, уместно ли вообще, говоря о Патриархе, вспоминать о телешоу «Имя России», где митрополиту Смоленскому и Калининградскому, ныне Святейшему Патриарху Кириллу, удалось так представить святого благоверного князя Александра Невского, что именно он и был назван «именем России».

Можно ли вообще придавать этому событию духовное значение? Сомнение вполне резонно, но, если мы вспомним, что победа была одержана на нашем безнравственном, преимущественно атеистическом и русофобском телевидении, значение её не просто возрастает и укрупняется, но и приобретает смысл обетования будущих побед России, торжества православного духа, становится соразмерной тому, что произошло в Ленинграде с Алексием II в конце его митрополичьего служения.

Значение Александра Невского в возрождении России понимают не только люди, которые стремятся возродить великую страну, но и её противники. Чем иначе объяснить то ожесточение, с которым уничтожаются храмы Александра Невского на территории бывших союзных республик? Последняя акция такого рода — уничтожение 23 ноября 2009 года прекраснейшего храма Александра Невского, построенного по проекту Алексея Бенуа на Боткинском кладбище в Ташкенте. И как тут не вспомнить, что именно в этом храме 11 ноября 1996 года, передавая прихожанам образ святого князя Александра Невского, покойный Патриарх Алексий II сказал: «Пусть молитва Севера Руси объединяется с вашей молитвой здесь, на юге Средней Азии, — молитва к одному святому, молитвеннику, предстателю за всех нас перед Престолом Господним».

Без сомнения,  Святейший Патриарх говорил тут о государствообразующей молитве, которую нёс в себе святой благоверный князь Александр Невский, той молитве, которую пытаются прервать движимые личным властолюбием и эгоизмом политические деятели. Они объявили себя национальными элитами, но какая это элита, если собственные интересы они противопоставляют воле Божией?

Молитва святого князя Александра Невского должна звучать в нас всегда, если мы желаем возрождения России не так, как это удобно США и НАТО, а как это угодно Богу.

Николай Михайлович КОНЯЕВ