Юрий Крупнов - Рыцарь России

Архив: 

 
5 июля 1930 года, 80 лет назад родился Вадим Валерианович'Кожинов, выдающийся русский мыслитель

В середине 1990-х мне посчастливилось познакомиться с литератором — как сам он просил себя называть, Вадимом Валериановичем Кожиновым. Он сразу поразил меня своим всепоглощающим служением России.

В маленькой, обставленной книжными полками гостиной в центре Москвы на Большой Молчановке шла системная работа по восстановлению русского самосознания — возникало ощущение, что, входя к Кожинову, попадаешь в чудесный «реактор» по наведению вселенского порядка. Очень быстро стало понятно, что скромный «литератор» является выдающимся историософом и мыслителем.

Однако только сейчас, через 14 лет после знакомства и через восемь лет после его безвременной кончины, начинаю осознавать подлинный масштаб и величие личности Кожинова и грандиозности его замыслов, дела.

Вера в Россию

Вадим Валерианович любил напоминать известнейшие и вместе с тем редко кем понимаемые строки Фёдора Ивановича Тютчева, которого, между прочим, не только как гениального поэта, но и гениального историософа и геополитика подарил нам Кожинов в книге «Пророк в своём отечестве»: «...В Россию можно только верить».

Всё творчество Вадима Валериановича показывает нам, что Россия жива, пока мы в неё верим, что именно наша вера в Россию воссоздаёт каждый раз её заново. Пусть все вокруг тебя перестанут верить в неё, думать про неё — а ты верь, поскольку, может быть, твоей верой она и будет держаться, являя мiру идеалы Христа, справедливого мiропорядка и жизни по правде.

Как показал Кожинов, это определяется уникальным устройством исторического бытия России, которая существует исключительно в процессе сменяющихся гибели и воскрешения.

Не случайно замечательный пушкиновед и писатель Валентин Семёнович Непомнящий, на которого Вадим Валерианович часто ссылался, анализируя творчество Пушкина, определил русский тип культуры и начало нашей цивилизации как пасхальные.

Интеллектуальный и писательский подвиг Кожинова заключается в том, что через блестящий и изящный, энциклопедический и точный анализ ключевых этапов русской истории и культуры он показал череду «смертей» и воскрешений России, как будто предназначенной Господом воплотить слова пасхального тропаря «смертию смерть поправ».

Это доказал он, анализируя былины как формы исторической памяти народа. В былинах зашифрована память о моменте рождения русской государственности через победу над Хазарским каганатом, о подвиге на Куликовом поле, где русские не просто отстояли своё самобытное бытие, но и стали законными преемниками Византийской империи и Ордынского царства. Воскресала Русь и после Смуты, раскола, реформ Петра Великого.

Только Кожинов смог в своём капитальном труде «Россия. Век XX» объять умом и сердцем весь прошлый век, показать и гибель, и воскрешение России, заложить незыблемый фундамент следующего воскрешения её. Вера в Россию и подготовка её очередного воскрешения — суть мiровоззренческой работы и историософии Вадима Валериановича.
 
Через все работы Кожинова проходит идея прерывистости истории — в считанные дни государства разваливались как бы сами собой, исчезали в небытии. Казалось, навсегда умирала и Россия. Но она воскресала.

Наша история — по определению трагична и даже катастрофична. Это, по Вадиму Валериановичу, данность, с которой незачем спорить, из которой следует исходить. И задача русских — всем напряжением сил готовить следующее воскрешение России, веря в неё и работая на её государственность.

Никогда не забуду, как однажды, войдя в квартиру Кожинова, тут же был усажен перед видеопроигрывателем. «Вот, смотрите, смотрите! — восклицал Вадим Валерианович, стараясь быстрее запустить видеозапись на еле дышащем приборе, — Вот эти молодые люди из студии Александра Васина каждый год 9 Мая собираются у Большого театра и поют лучшие военные и свои песни. Каждый год! И посмотрите, как они поют, вот, смотрите, как вокруг собираются люди и поют вместе с ними... Разве это не чудо?!»

Кожинов был буквально одержим возвышением достойных людей, в которых видел русский гений и веру в Россию: Михаила Михайловича Бахтина, Николая Михайловича Рубцова, Анатолия Константиновича Передреева, Юрия Поликарповича Кузнецова. В этом — безграничная душевная щедрость его: работай на страну, как они, и — Россия воскреснет, преобразит и поразит весь мiр...

Дело преображения

Что же может являться для русских залогом исторического оптимизма и следующего воскрешения и процветания России?

По Вадиму Валериановичу — это великое русское слово, рождаемое из деяний российской государственности, всего народа.

Выделяя вершинные достижения культуры, как словесные (былины, «Слово о законе и благодати», «Палея толковая», поэзию Пушкина и русскую литературу Х1Х-ХХ веков, военные песни Великой Отечественной войны), так и иные (иконопись, советская наука и техника), Кожинов акцентирует наше внимание на героических периодах русской истории.

Он говорил о значении русской песни и поэзии, указывая на их определяющее место в нашей духовности. На эту тему написаны его труды «Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта», «Главная основа отечественной культуры», «Как пишут стихи. О проблемах поэтического творчества». Пишу это — и поражаюсь широте и спектру интересов Вадима Валериановича; непросто хотя бы перечислить всё, что он не только любил, но и глубоко исследовал!

Неоценим вклад Вадима Валериановича во введении в широкий круг чтения выдающихся произведений русского духа: «Слова о законе и благодати» и «Палеи толковой», воскрешение по сути из небытия Бахтина, публикация его работ, помощь лучшим нашим поэтам второй половины XX века.

По Кожинову, поэзия и есть жизнь, никакой другой нет и быть не может. И в проживаемых нами годах жизни есть ровно настолько, насколько в ней поэзии — понятно, в любой, не только стихотворной, форме. Более того, именно несовпадение поэтического образа и «действительности» двигает и преображает бытие.

В книге «Как пишут стихи» Кожинов утверждает эту преображающую суть поэзии-жизни: «Поэт не может не начинать каждый раз заново, исходить каждый раз не из предшествующих стихов, а из самой своей жизни — как будто он переливает её в тело сти-ха впервые. А затвердевающие приёмы уже выработанного мастерства препятствуют этому. И тогда вместо творческого поведения стихи запечатлевают искусственную позу, вместо живых движений — заученную жестикуляцию».

Кожинов всеми его трудами, общением и работой со многими людьми старался доказать принцип не только прерывистой, но единой русской истории, соединить государственность, Православие и безконечно ценный советский опыт достижения военно-индустриального суверенитета. Этот опыт породил феномен идеологии преображения, которую крайне необходимо нам разрабатывать и дальше.

Творческий подвиг Кожинова задаёт современную цивилизационную основу России на долгие годы.

Русский век

Вадим Валерианович ушёл от нас 25 января 2001 года, в самом начале нового столетия и тысячелетия.

Это глубоко символично — одна из решённых им сверхзадач, как я уже упоминал, состояла именно в том, чтобы наш страшный и прекрасный российский XX век, свидетелем которого он, родившийся в 1930 году, являлся, передать нам — во всём его трагическом и многомерном величии — как безценный дар, крепкую опору для нашего воскрешения и развития страны.

Он принадлежал во многом к чуждому советизма и хранящему память о дореволюционной России слою людей, объективно и без прикрас освещал советский период, но никогда не был антисоветчиком.

Это потому, что Вадим Валерианович выбрал-себе позицию не выигравших и не проигравших в той страшной гражданской войне, а тех, кто, как он доказывал, и не мог выиграть или проиграть — черносотенцев. В его работе «Черносотенцы и Революция» предельно доказательно произведена реабилитация черносотенцев.
 
По Кожинову, главным разрушительным моментом революции и фактором распада страны стал не Октябрь, а Февраль 1917 года, когда «прогрессивная общественность» с псевдолиберально-западническими идеями с вожделением уничтожала Российскую Империю. Таким образом, действующих сил в 1917 году было не две — «старый порядок» и большевики, а три: проигравшие монархисты, победившие в Феврале и практически ни на что не влиявшие тогда большевики.

Почему это важное знание? Потому что оно позволяет совестливым людям правильно определяться. Ты монархист — замечательно, выступай тогда не только против большевиков, но и, прежде всего, против «детей Февраля» — так называл их Кожинов. Но нельзя, не лукавя, заявлять себя монархистом и выступать на стороне «белых» февралистов: «Вопрос о Белой армии необходимо уяснить со всей определённостью... Никак нельзя оспорить того факта, что все главные создатели и вожди Белой армии были по самой своей сути «детьми Февраля».

А ведь именно этот перевод стрелок с Февраля на Октябрь лежит в основе антисоветизма, самого разрушительного сегодня учения, которым значительная часть элиты безпощадно добивает страну и российскую государственность.

Грядущее воскрешение России невозможно, если не понять и не принять наш XX век весь целиком, осуществить преемственность с советским периодом нашей единой истории. Переоценить в этом деле значение кожиновской мысли, его работ — невозможно.

Спасибо Вам, дорогой Вадим Валерианович, за Ваш подвижнический труд. Мы ещё много раз перечитаем Ваши труды, услышим Ваше оригинальное Слово. И сделаем XXI век русским...

Юрий Васильевич КРУПНОВ