Мы решили пройти крестными ходами по полям, дорогам, перелескам и речным берегам, которые 400 лет тому назад были политы русской кровью.
Иваново-Вознесенская епархия, Правительство Ивановской области, местная администрация, сотруднику школ и милиция - все объединили усилия; чтобы помочь нашей молодёжи, школьникам и студентам увидеть свой край в четырёх измерениях: вдаль, вширь, вверх и вглубь веков. Попробуем рассказать вам, что мы увидели, услышали, узнали и почувствовали за эти короткие восемь дней
В начале XVII века Российская земля пережила один из самых судьбоносных поворотов своей истории: иноземные захватчики, их пособники и предатели подвели страну к самому краю пропасти. Уже готов был иноверный кандидат на российский престол, короли и военачальники враждебных держав делили между собой территорию России. Но все эти планы обратились в прах благодаря патриотическому подвигу русских людей, который начался на землях нынешней Ивановской области в 1609 году.
Через два года, в 2012-м, наша страна будет отмечать славный юбилей — 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановления российской государственности. Иваново-Вознесенская земля прочно связана с этим юбилеем. Именно наш земляк, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, встал во главе ополчения, сокрушившего врага и освободившего Первопрестольную. События, происходившие на Иваново-Вознесенской земле в 1608--1609 годах, непосредственно повлияли на грядущую победу ополченцев во главе с Пожарским и Мининым.
11 февраля 1609 года объединённое ополчение патриотов под командованием кинешемского воеводы Фёдора Бо-борыкина наголову разбило под селом Дуниловом отряд изменников суздальского воеводы Фёдора Плещеева.
25 мая 1609 года в день Вознесения Господня польский отряд атаковал Кинешму. На подступах к городу его защитники бились насмерть, неся огромные потери. На следующий день поляки ворвались в город и сожгли Преображенский собор вместе с укрывшимися в нём стариками, женщинами и детьми. Город был разорён.
Однако польский военачальник пан Лисовский ни одной из боевых задач, стоявших перед ним, решить не смог. К лету 1609 года силы поляков были разгромлены и уничтожены на берегах Волги в боях под Юрьевцом, Солдогой и Решмой. В этих сражениях русские патриоты засвидетельствовали чудесное содействие преподобного Макария Унженского, подвизавшегося вблизи этих мест двумя столетиями ранее.
...Было тяжело, гудели ноги, мучила несносная жара, было желание вернуться домой, но что-то удерживало, что-то заставляло идти по следам подвига своих предков.
Из Кинешмы мы отправились на пароходике в село Ёлнать: берега, берега, обрывы, утёсы, леса, заливные луга, храмы, ширь, простор необозримый! На подходе к устью реки Ёлнать нас встречал благочинный Юрьевецкого района на моторной лодке с Андреевским флагом на корме, нарезая шумные круги вокруг нашего неторопливого судёнышка. Дух захватывало от желанности всего происходящего! А на причале нас давно ждали с пением тропарей и величаний. По закатному берегу вдоль Волги мы пошли к храму, где ещё раз поклонились мощам и отправились на ночлег.
Вечером следующего дня нас ждал костёр, высокий и жаркий, не только от огня, но и от песен, которые пели мы все — и отец благочинный с матушкой, и участники похода, и жители села, заглянувшие на праздник.
И в Ёлнати, и в Юрьевце, и в Решме, и в Вичуге нас радушно принимали местные жители, с радостью вливались в крестный ход, поклонялись мощам и памятным местам.
Если бы не любовь к Родине, к детям, матерям и жёнам, уважение к труду отцов, почитание дедов и прадедов, не было бы нас, не стояла бы в веках Россия. Но сегодня мы снова у опасной черты, за ней — неясное будущее людей, оставшихся без роду-племени. Как можно забыть историю, свою колыбель, сотканную из веры, чести, любви и верности! И какой это позор — не знать боли и радости той земли, которая нас рождает, кормит и принимает после смерти!
Елена Александровна ВОЛКОВА,
Иеромонах Макарий (МАРКИШ)