Елена Захарченко - Человек, щедрый на любовь

Архив: 

Вместе с блокадницей-скульптором Тамарой Александровной Малушиной, в её ставшей исторической мастерской на улице Профессора Попова нам недавно довелось праздновать долгожданное торжество.

Спустя 41 год, приложив немало усилий, она смогла, наконец, разыскать документы блокадного времени и получить положенное удостоверение с зелёной корочкой, которое даёт не только законные льготы, но и восстанавливает её особый гражданский статус. Конечно, близким и друзьям Тамары Александровны никогда не приходило в голову спрашивать у неё какие-либо удостоверения, все и так знают о её блокадном детстве, трудном возвращении в послевоенный родной Ленинград. И тем не менее...

Тамара Александровна Малушина долгие годы пыталась отыскать свои документы военного времени. Обращалась и в Центральный архив города, и в администрацию Василеостровского района, где когда-то двенадцатилетней девочкой вместе с мамой жила, трудилась, дежурила в отрядах ПВО.

По её рассказам, ленинградцы до войны были совсем другими: увлечённо трудились каждый на своём поприще, вкладывая в работу душу. Но война заставила людей перейти из благополучного мирного существования в состояние особенной готовности защищать своё Отечество. Мама будущего скульптора, Марфа Алексеевна, пошла добровольно трудиться в госпиталь, а её дочь помогала ей. Занималась во время обстрелов и бомбёжек транспортировкой раненых, была библиотекарем, читала вслух книжки. На дежурствах в отрядах ПВО тушила сброшенные с вражеских самолётов зажигалки, спасая дома от пожаров.

После окончания войны большинство жителей блокадного Ленинграда были награждены правительством. Были награды и у Малушиных — мамы и дочери. Но потом во время одного из переездов на новую квартиру документы куда-то исчезли. В то время награды жителей блокадного Ленинграда не подкреплялись никакими государственными материальными поощрениями. Социальные льготы у блокадников появились значительно позже. Но не для Тамары Александровны.

Помогла... творческая встреча. Не так давно Тамара Александровна была у сотрудников Центра социального обслуживания (КЦСОН) Василеостровского района. Затем была продолжительная беседа с юристом. И вот только теперь, через много лет, Тамаре Александровне Малушиной вручили законные удостоверения, подтверждающие её блокадный статус... На это ушёл 41 год. 7 января, в православный и всеми любимый праздник Рождества Христова, ей исполнилось 83 года. Она немало потрудилась за свою героическую творческую жизнь на благо и родного города, и России...

Надо сказать, что особенная одарённость Т. А. Малушиной была отмечена преподавателями ещё в то время, когда Тамара училась в средней художественной школе. Оттуда опытные педагоги ученицу десятого класса направили к знаменитому скульптору, профессору Академии художеств Виктору Александровичу Синайскому. Этот замечательный педагог с удовольствием стал заниматься с девочкой, а некоторые её работы даже ставил в пример студентам Академии. Как счастливые, незабываемые годы вспоминает Т. А. Малушина последующую учебу на скульптурном факультете Академии художеств, который она закончила отличницей в 1954 году...

Множество крупных творческих работ, памятников выполнено ею в той самой мастерской, куда она вот уже 55 лет приходит трудиться. Тамарой Александровной Малушиной созданы скульптуры, которые ныне установлены во многих городах, посёлках России, Украины, Белоруссии, других стран бывшего СССР.

Среди особенно памятных ей работ — скульптура адмирала Фёдора Ушакова, которая установлена в Ярославле. Однако ей, как автору, хочется видеть своё творение — аналогичный памятник — и в Петербурге. Тем более, что не так давно адмирал Фёдор Ушаков был прославлен Русской Православной Церковью во святых. Много внимания скульптор уделила и образу Михаила Ломоносова. Его скульптура работы Т. А. Малушиной установлена в Архангельске, на родине великого русского учёного и литератора.

Её трудами и заботами стало знаменито и здание скульптурных мастерских, которое в прежние, более благоприятные для развития отечественного искусства времена, даже называлось Малой академией художеств. Оно обрело статус памятника истории федерального значения. И не очень заметная, но всё же установленная на нём мраморная мемориальная доска гласит, что здесь трудился выдающийся скульптор, который во многом определял облик классического Петербурга, — Александр Михайлович Опекушин (именно ему, напомним, принадлежит авторство первого конкурсного памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве).

В центре Петербурга, напротив Витебского вокзала, Военно-медицинский музей; его украшают замечательные портретные скульптуры светил отечественной медицины. Их выполнила Тамара Александровна Малушина.

Душевно богатый, щедрый на любовь человек, она смущённо говорит, что и в прежние годы многих художников общество не баловало, что даже знаменитый Александр Опекушин в конце жизни оказался в нищете. Но мне думается, что редким нашим согражданам, жителям блокадного Ленинграда, которых становится всё меньше и меньше на улицах расцвеченного иллюминацией города, должны мы научиться помогать. Всем м!ром, как живым храмом, в меру своих отпущенных нам сил, но помогать именно в том, в чём они больше всего нуждаются. Это могут быть и ставшие для многих из нас вполне привычными современные технические средства, облегчающие повседневный быт, и любая другая помощь. Лишь бы она исходила от искреннего сердца. Потому что за материальной стороной общественного и личного бытия уж кто-кто, а блокадники, фронтовики умеют увидеть главное.

Хочется пожелать, чтобы неприкосновенные запасы, которые они по привычке хранят с времён блокады, никогда не иссякали...

Елена Владимировна ЗАХАРЧЕНКО