Анастасия Титова - Монастырские именины

Архив: 

 

9 июля 1810 года, 200 лет назад состоялись торжества по случаю открытия Ново -Тихвинской женской обители

 

До революции монастыри в России были средоточием просвещения и культуры, ремёсел и рукоделия, веры и милосердия. Русские люди — и простые крестьяне, и царственные особы — посещали святые обители, чтобы отдохнуть душой и помолиться, получить духовный совет, привезти оттуда иконы, лампады, свечи, сделанные искусными руками иноков и инокинь.

Одним из таких духовных центров был Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге — небольшой «монашеский городок», известный на всю Россию. Его посещали Императоры и Великие Князья, в иные дни здесь собиралось несколько тысяч паломников

Ещё издали, идя по Александровскому проспекту — одной из главных улиц дореволюционного Екатеринбурга, горожанин видел светлые каменные здания, утопающие в зелени, длинную белую ограду с башенками по углам, внушительные купола и колокольни величественного Ново-Тихвинского монастыря. Его трапезную, братские корпуса сравнивали со столичными дворцами. Монастырь славился своей красотой. Несколько зданий были построены при поддержке Императора Александра I, который был и основателем его. Он с особым вниманием относился к екатеринбургскому монастырю.

Указ об открытии Ново-Тихвинской обители был скреплён личной подписью Государя, даже свое название она получила по Высочайшей воле. Сестры предлагали назвать монастырь «Александро-Новотихвинским», но Император повелел оставить только вторую часть названия. Александр I и сам посещал монастырь в 1824 году, когда был с официальным визитом в Екатеринбурге. Осмотрев здания обители, рукоделия монахинь, Государь остался доволен. При выходе из кельи настоятельницы игумений Таисии он в знак глубокого почтения поцеловал руку одной из пожилых монахинь. Впоследствии монастырь посещал и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II), и его зять герцог Максимилиан Лихтенбергский, и другие члены Императорского дома.

В обители действительно было на что посмотреть. Монахини вышивали золотом и шелками, писали иконы, выжигали по дереву и коже, расписывали фарфор, ткали ковры... Вещи, сделанные их искусными руками, с любовью и молитвой, были очень изящны. В 1904 году монастырские изделия заняли первое место на Всероссийской выставке. Там посетители увидели дивный образ святого благоверного Князя Александра Невского, шитый шёлком, образа, выполненные с использованием жемчуга, уральских поделочных камней, рисованные по фарфору, чеканные, живописные. «Воздухи», писанные по белому бархату; шёлковые, золотые и полотняные кружева...

Монахини занимались благотворительностью. При монастыре действовала богадельня для одиноких стариков и тяжелобольных людей. Был детский приют, где воспитывались девочки-сироты. Они обучались грамоте, ремёслам, домашнему хозяйству, получали глубоко нравственное воспитание. После совершеннолетия либо оставались в монастыре, либо выходили замуж, получив от обители приданое. В очерке, опубликованном в 1893 году, рассказывалось о том, как относились сироты к своим воспитательницам-монахиням: «Так случилось, что один именитый человек, посетивший настоятельницу, встретил в кельях её одну из приютских сирот и спросил: "Что, матушка игуменья родня тебе?". "Нет, не родня, а только мама", — ответила сирота».

На праздник Тихвинской иконы Богородицы в монастырь приходили тысячи горожан, приезжали и паломники со всей губернии. Вот как описывалось торжество в 1913 году: «Сегодня екатеринбургский женский Тихвинский монастырь отмечает свой годовой престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Толпы приезжих богомольцев, многие из которых прибыли за 120 и даже 200 вёрст, уже целую неделю наводняют собою обширный монастырский двор... В дни монастырского праздника открывается знаменитая Тихвинская ярмарка... Внутри монастыря, под особо устроенной сенью, на помосте помещается образ чтимой иконы, пред которой беспрерывно служатся молебствия». Крестным ходом с Тихвинской иконой вокруг монастыря шли несколько тысяч человек. Ангельское пение монахинь, икона в драгоценном окладе, единодушие и молитва — паломникам надолго запоминались эти светлые минуты.

В наши дни в Ново-Тихвинском монастыре стараются возродить ту атмосферу красоты, добросердечия и молитвы, какая царила здесь до революции. В обители восстанавливаются храмы и дореволюционные братские корпуса (к сожалению, пока не все они переданы монастырю). Особую скорбь сестёр вызывает то, что обители не переданы и некоторые храмы.

Сейчас здесь 150 насельниц. Постепенно возрождаются былые традиции: создан хор, работают иконописная и швейная мастерские. Сёстры-иконописицы пишут иконы святых угодников Божиих и православных праздников, уже есть немалый опыт написания образов для иконостасов. Развивается швейная мастерская, где шьют богослужебную одежду для священнослужителей, облачения для храмов, крестильные и венчальные наборы. Вышитые сестрами иконы, плащаницы, богослужебные облачения украшают немало церквей России и даже зарубежья. В монастыре сохраняют традиции старинного богослужебного пения.

Сестры изучают знаменный распев. Его звукоряд настраивает человека на углублённую молитву. В древних русских монастырях было именно знаменное пение — одноголосное, истинно духовное, молитвенное. При монастыре есть благотворительная столовая для бедных. В этом году праздник Тихвинской иконы Богородицы подобен дореволюционным торжествам. По традиции для всех гостей сестры приготовили угощение и подарки, воспитанницы приюта исполнили небольшой концерт. Венцом праздника, как и в старину, стал торжественный крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери.

Анастасия Константиновна ТИТОВА