В 16-ти километрах восточнее города Александрова Владимирской губернии, среди перелесков, полей и оврагов стоит старинное русское село со странным названием Ирково.
Н.М. Карамзин среди северных народов нескифского происхождения упоминает о финно-угорском племени "ирки". Может потомки этого племени дали название этому селению?
Конечно, эта версия похожа на красивую легенду - уж слишком далеко уводит она в глубокую древность. В любом случае, слово "Ирково" финно-угорского происхождения.
Но сам факт существования села Ирково в XV веке не подлежит сомнению.
Действительный член географического общества РАН В.И. Стариков писал: "Трудно поверить, что об этом маленьком, со странным названием селе написаны три тома его истории. Можно поэтому уверенно сказать, что Ирково в своём роде село единственное на свете..."
В 1608 году крестьяне села Ирково пишут челобитную царю Лжедмитрию о разорениях от ратных загонных людей: "Приезжают, Государь, к нам в село Ирково многие ратные люди и твое царское богомолье - церковь - разорили, и нас сирот твоих бьют и пытают разными пытками из денег, и животишки наши и платье поймали, и женишек наших и дочеришек емлют на постелю сильно и позорят. А иные девки и жонки со страсти по лесам в нынешнюю зимнюю пору от стужи померли... Царь Государь Дмитрий Иванович всея Руси, смилуйся, пожалуй".
Не возымела действия челобитная, напрасно ирковские землепашцы уповали на царя. Откуда было им знать, что писали они самозванцу...
Крестьяне села Ирково были вольнонаёмными, крепостного права не знали. Пахали государеву десятинную пашню за плату. Землёю располагали по своей воле. "Земля Великого Государя, - говорили они, - а владения нашего". Все вопросы жизни села решались на сходе всем миром.
Тяжек был труд и быт крестьянина во все времена. Единственной духовной отрадой являлась сельская церковь, которая с самого рождения брала в своё лоно, вела по жизни и не забывала после смерти. Изучая в архивах метрические книги Введенской церкви, вплотную соприкасаешься с жизнью многих поколений ирковцев. Как не склонить головы перед вечной памятью наших предков, их верой в добро и Бога.
На начало XX века в Иркове было 40 дворов и 225 жителей. Революция 1917 года и коллективизация 1929 года в корне изменили жизнь крестьян... Десятками уходили на войны XX столетия ирковские мужики и не возвращались. Много лиха пришлось пережить людям, но они выстояли, перенеся и тяжесть коллективизации, и кровопролитную Вторую мировую войну. В 1946 году жило в Иркове всего 92 человека. Но во времена хрущёвского "волюнтаризма", брежневского "застоя" и нынешней "демократии", когда уничтожили тысячи деревень и сёл России, были разрушены церкви, - оскудело Ирково. Чудом уцелела лишь Введенская церковь. На втором году "перестройки" в селе оставалось лишь восемь жителей. Часто приезжал я сюда, глядел на притулившиеся, вросшие в землю избы, на заброшенный и забытый всеми родной уголок земли, как будто вопрошающий: что ж вы со мной сделали, люди? На этом безрадостном фоне меня поразила красота сохранившейся церкви. Возникло непреодолимое желание - возродить село!
Бывшие жители села Ирково откликнулись на мой призыв. Начали с расчистки кладбища и консервации храма. Установили в 1990 году Памятник воинам-ирковцам, участникам русско-турецкой войны 1877-78 гг.- единственный на Владимирщине. Каменная церковь Введения построена в 1880 году, как своего рода памятник погибшим в этой войне.
О восстановлении чудом Божиим в 1987-2007 гг. на старом фундаменте церкви Николая Чудотворца в селе Ирково можно написать книг...
А возрождения села не получилось. Уже невозможно восстановить крестьянство, изведённое на моей родной земле, где нога вражеского солдата не ступала 400 лет. Сделано это в результате "мероприятий" советской власти и продуманной политики либерал-демократов. Всё время экспериментировали над крестьянином, уничтожали его - единственную надежную опору государства.
Теперь живут в сельской местности только сельхозрабочие. Но это не одно и то же. Крестьянин - прежде всего, христианин с выработанным веками образом жизни.
Не утихает в сердце боль за опустевшее село, за поросшие бурьяном луга, за обмелевшие красивые пруды, за обветшалое сельское кладбище.
От бессилия возвратить утраченное хочется крикнуть, чтобы услышала и проснулась русская душа, оглянулась вокруг и в изумлении увидела, до чего довели нашу славную Русь чужаки, люди без чести и совести, а мы позволили им бесчестить наше бесценное достояние.
Александр Николаевич МИРОНОВ