Протоиерей Александр Шаргунов - Умолкает ныне всякое уныние

Архив: 

Этот древний образ был обретён в 1843 году в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии. По преданию, он был прославлен многими чудесными исцелениями, особенно во время эпидемии холеры. В 1848 году усердием москвича Дмитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещён в его доме.

11  ИЮНЯ — празднование иконе Божией Матери «Споручница грешных»

Вскоре этот список прославился мироточением, и помазывавшиеся миром получали выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Своё название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...» Споручница значит Поручительница. Потому и тропарь этого праздника начинается словами: «Умолкает ныне всякое уныние и глас отчаяния исчезает». Когда мы с покаянием прикладываемся к иконе, нам даётся узнать, что значит это изображение: Богородица левой рукой держит Младенца Христа, Который сжимает Её правую руку.

Каждый человек, все люди безконечно дороги Божией Матери. И добрые, и злые. И ходящие путями Христовыми, и спотыкающиеся, и заблудшие. Как земной матери дороги все её дети, без исключения, так в несравненно большей степени и небесной нашей Матери дороги мы все.
В мiре много бед, потому что в нём много греха. Если мы носим на груди крестильный крестик, то должны знать, что и наши грехи велики. Мы не можем говорить, что у нас нет никаких особенных грехов. Кто рассуждает так, тот не имеет части с Крестом Христовым, для него Матерь Божия — не его Мать, Заступница и Споручница грешных. Самое страшное, что происходит в мiре, — даже не грех, а то, что мiр не видит греха. И главное в духовной жизни, начало святости, — говорят святые отцы, — видеть свои грехи, безчисленные как песок морской.

Господь пришёл в мiр, чтобы спасти грешников, обременённых угрызениями совести, дать им избавление и изгнать печаль из их отчаявшихся сердец. Но только подлинных грешников пришёл спасать Господь. Не тех, которые говорят, что у них есть только какие-то отдельные недостатки, и не тех, которые, как обманщики, притворяются кающимися и обвиняют себя перед другими людьми, чтобы их похвалили за ложное смирение и прославили за покаяние, которого у них нет.

Христос пришёл, чтобы спасти тех, кто сознаёт, что погибает, находясь в тьме греха. Но если ты этого не сознаёшь, как можешь приближаться к Богу одними только устами? Если ты не сознаёшь, что находишься в «бездне греховной», то как можешь вместе со всею Церковью молиться Божией Матери: «Потщися, погибаем от множества прегрешений»? Если ты живёшь поверхностной жизнью, то как можешь из глубины воззвать ко Господу? Как Он может услышать тебя, если голос твой будет звучать не из глубины твоего горя? Господь пришёл, чтобы вернуть зрение слепым. Но если ты не видишь слепоты твоего сердца и не знаешь, что значит быть лишённым Божественного света, то как осмеливаешься пытаться открывать глаза другим и учить их, как надо жить? Как Господь просветит твою двойную слепоту? И если слепой ведёт слепого, не оба ли они упадут в яму? Как услышит Он твою молитву: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения»?

Основание покаяния — осознание греха и плач, и крик о том, какое это великое несчастье. Это уверенность в том, что мы лишены истинного света. Господь говорит нам, что Он — Пастырь Добрый, Который пришёл спасти заблудших. Для Него возвращение одной овцы совершается равно в такой же славе и радости, как если бы это происходило со всем стадом, со всею Церковью.

Мiр, разумеется, не замечает грешника, который кается. Но радость большая бывает на небесах об одном грешнике кающемся, как если бы покаяние одного грешника было самым важным, самым нужным из всех дел человеческих. Непостижимая тайна — большая радость об одном грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии! Потому что только кающийся способен воспринять дар Креста Христова и своё усыновление Божией Матери. Воскресением Христовым дарована мiру благодать покаяния. Вот почему кающийся грешник, который печалится о своих грехах, приносит радость всему небу. И о нём Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу Моему» (Деян. 13, 22).

Мы часто думаем, что своею правдою приближаемся к Богу, и наша добродетель, наше благочестие, наше знание, наше служение, наша ревность делают нас способными к общению с небом. Но мы забываем, что перед очами Божиими всё обнажено. Господь говорит, что «нет праведного ни одного» (Рим. 3, 10), и вся наша правда — как грязная одежда блудницы. «Всеми сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и всеми поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64,6).

Если бы мы на самом деле осознали, что Христос пришёл спасти грешников, привести их к покаянию, и вся Церковь святых умоляет нас об этом! Мы помним слова преподобного Силуана Афонского о том, что некоторые говорят: «Я слишком нагрешил. Я убивал и распутничал. Мне уже нет прощения». — Но Господь не отвергает никого из приходящих к Нему.

Если бы сегодня прелюбодейный, преступный, осатаневший мiр принёс покаяние Господу, то вечная радость была бы и на земле и на небесах. И если бы наша Россия, которая, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, больше всех других народов согрешила, принесла сегодня покаяние, то всё изменилось бы в одно мгновение.

Будем молить Божию Матерь, чтобы среди нас нашёлся хоть один человек, который, по благодати Христовой, принёс бы такое покаяние, изобразился бы в нём Христос, как говорит апостол Павел. Будем молить Бога о том, чтобы это присутствие Христово было и среди нас. Если не будет хотя бы одного такого кающегося грешника, то для чего этому мiру быть? Если не будет среди нас присутствия Христова, то прежде кончины мiра не наступит ли ад на земле?

Матерь Божия! Неужели грехи наши так велики, что они не могут быть омыты Кровию Твоего Божественного Сына? Неужели их бремя тяжко для всесильной любви Твоей?

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ