Сегодня слово «русский» произносят с некоторой опаской или, по крайней мере, с осторожностью. Исключение составляют разве что нелестные определения товаров народного потребления или названия горячительных напитков. Не так было в предшествующие столетия...
9 ИЮНЯ - память святого праведного Иоанна Русского, исповедника (1730)
«Мы русские! Какой восторг!» — говаривал наш легендарный полководец Александр Васильевич Суворов.
«„Победа! Сердцу сладкий глас!
Россия! Встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!..»
— вторит ему национальный поэтический гений — вещий Пушкин в стихотворении «Бородинская годовщина».
Славно и поныне слово «русский» на греческом острове Эвбея, где в городке Прокопион, в монастыре святого Пантелеймона, почивают нетленные мощи солдата-пленника Петровской эпохи святого праведного Иоанна Русского.
Попав в турецкий плен, многие и долгие годы был он рабом своему господину — магометанину, который поначалу мучил его, желая обратить воина-христианина в сарацинскую веру. «Ничто не отлучит меня от любви Христовой, — отвечал жестокому иноверцу наш исповедник, — ни обольстительные обещания временных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие мучения; имея пред собой образ Спасителя моего, Который как бы в царском вместилище возлежал в яслях в пещере Вифлеемской, я с благодарностью к Нему помещаюсь в тёмном углу пещерной конюшни твоей, где ты назначил пребывать мне, и она мне кажется раем, где свободно приношу молитвы и хвалы Господу моему, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя терновый венец, возложенный на Божественную Главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскалённого шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие более лютые муки я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своею смертию на Кресте твёрдости, терпению, небоязненности в самой лютой за Него смерти, ради вечного неизреченного блаженства на Небе. Я — русский, верный слуга земного Царя моего, хотя и пленён тобою, но небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру».
Удивительно, но дышавшие несокрушимой верой и пламенной любовью ко Христу слова святого Иоанна укротили фанатичного приверженца ислама. Невольно проникнувшись уважением к безстрашию исповедника правой веры, хозяин оставил пленника в покое. Поселившись в конюшне, святой Иоанн весьма ревностно исполнял свои обязанности по уходу за лошадьми, что ещё более расположило к нему семейство турок.
Наконец один столько же замечательный, сколь и чудесный случай, засвидетельствовавший о дерзновении пред Богом русского пленника, заставил совершенно полюбить его хозяев, пребывавших во тьме неверия в Искупителя мiра. Вот как об этом рассказывает писатель XIX века: «Бывший начальник турецкой конницы, по требованию веры своей, должен был посетить Мекку, куда и отправился. В отсутствие его госпожа угощала у себя в дому родных и знакомых; Иоанна назначила служить гостям. Одно из подаваемых блюд особенно понравилось хозяйке; вспомнив о муже, она сказала: "Как бы доволен был муж мой блюдом этим, если б ел теперь с нами". Иоанн, полный веры во всемогущество Божие, просит блюдо, с обещанием немедленно доставить господину. Гости смеялись, считая это за шутку, а праведный, выйдя с горячим кушаньем, коленопреклонённо молил Творящаго волю боящихся Его (Пс. 144, 19), чтобы Он, как из Палестины в Вавилон мгновенно послал пищу святому Даниилу, так доставил, им же весть образом, и блюдо в Мекку, во славу Пресвятого имени Своего. По возвращении он сказал: "Кушанье доставлено господину". Хозяйка, будучи уверена, что он отнёс блюдо к себе, погрозила ему наказанием за неуместные для пленного раба шутки. Но после все пришли в великое изумление, когда господин по возвращении рассказал, как он в такой-то день и час, прийдя от молитвы в свою запертую им квартиру, увидел на столе испускающее пар кушанье. Съев его с особенным аппетитом и благодарением Богу, он, к большому удивлению, узнал по вычеканенному штемпелю своё блюдо, теперь обратно привезённое.
Как это случилось, никто не может постигнуть. Когда же госпожа объяснила, что Иоанн взял горячее кушанье, обещаясь доставить немедленно в Мекку, все стали уважать его как угодника Божия и перевели из конюшни в дом, хотя праведный и не желал того. Когда разнеслась молва о святости Иоанна, посторонние начали благоговеть к нему и просили молитв его о них. Получив теперь более свободного времени, Иоанн усилил подвиги, смиренномудрствуя и плоть порабощая духу».
Сподобившись мирной кончины, праведный Иоанн был погребён на христианском кладбище. Три года спустя его тело обрели совершенно нетленным и перенесли в церковь. В 1832 году турки пытались сжечь мощи св. Иоанна на церковном дворе, но пламя не тронуло останков раба Христова. Безчисленные чудеса и явления святого сделали его едва ли не самым почитаемым среди греков угодником Божиим вплоть до наших дней! Вот почему, слыша слово «русский», живущие близ Прокопиона местные жители всегда крестятся и встречают наших соотечественников с радостной улыбкой.
Благодарение Господу, не оскудела Русская Земля своими героями! Во всём мiре знают и чтут подвиг русского солдата Евгения Родионова, предпочетшего в XX веке смерть в исламском плену отречению от Христа.
Русский человек! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение! Будь силен пред Богом словом и делом. Люби свою землю, землю благочестивых отцов твоих, береги и защищай её! Во всех злоключениях и лишениях призывай Господа Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь! Прославляй покаянием и молитвой, терпением и мужеством имя Господне! Помни: нет краше земли, нет чудеснее страны, нежели твоя Родина — Россия — Русь Святая! Служи ей до последнего издыхания верой и правдой — и наследуешь Отечество Небесное, а вместе с ним — и вечное спасение! Аминь.
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ