В Киеве той осенью гремели взрывы и бушевали пожары. Город жил, оцепенев от ужаса массовых убийств и гибели десятков тысяч военнопленных, замерзающих за колючей проволокой рядом с городом. Взрыв в Лавре не был громким. Некоторые киевляне лишь через несколько дней узнали о нём.
Немцы вошли в Киев 19 сентября 1941-го. В верхней части Лавры - "музейном городке" - они расквартиовали отряды СС и отдел полиции "Россия - Юг". В ижней части - в Ближних и Дальних пещерах - разрешили открыть монастырь. Насельники в Лавре появились 27 сентября 1941 года, в праздник Воздвижения Креста Господня. Это был четвёртый день ужасающих и таинственных взрывов в центре Киева. Здания учреждений, жилых домов, гостиниц, кинотеатров, в которые только что вселились захватчики, вдруг начали взрываться, повергая в панику и немцев, и киевлян. Первой рухнула пятиэтажная комендатура. Взрывы продолжались с ужасающей периодичностью пять дней. Потом две недели, до середины октября, бушевали пожары, сворачивающие в воронку в небе облака. "Властители Европы", к своему ужасу, угодили в огненный котёл древней православной столицы...
Известно, что во второй половине октября 1941 года из района близ Лавры были выселены все жители. За несколько дней до взрыва Успенского собора немцы вывезли из обители литой серебряный престол алтаря и серебряные царские врата, ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, даже парчу. И ещё экспонаты археологических раскопок, архив Петра Могилы... Тогда же пропала и древняя чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерской, которая дала имя собору и Лавре.
Значение Великой Успенской церкви в нашей истории исключительно. Именно к ней в Киев, удел Пресвятой Богородицы, со всей Руси на протяжении многих веков стекались паломники. Отсюда и пословица: "Язык до Киева доведёт".
"Киево-Печерским патериком" в подробностях запечатлено предание, согласно которому Сама Богородица, призвав в Константинополе четырёх церковных мастеров во Влахернекий собор, где хранились ризы Царицы Небесной, объявила им: "Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве". Мастерам был явлен в небе образ этого храма и сказано загадочное: "Меру же Я послала - пояс Сына Моего". Мера эта - золотой пояс, который был когда-то изготовлен в Скандинавии для церковного Распятия и который был привезён в Киев при Ярославе Мудром варягом Шимоном. Ему дважды в самые драматические моменты жизни была тоже явлена в небе эта церковь. Объявлено было и соотношение длины - ширины - высоты будущего храма: 20 - 30 - 50.
Из Царырада зодчие пришли в Киев в 1073 году и спросили преподобных Антония и Феодосия: "Где вы хотите строить церковь?" В ответ услышали: "Где Господь укажет".
Место будущего храма после молитв святых трижды обозначалось чудесным образом: выпадавшей росой и небесным огнём. Таким образом, Сама Богородица избрала Своим домом Киевскую лавру. А место для строительства было указано Сыном Её. Об этом знала вся Русь.
Дмитрий Лихачёв в своей статье "Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси" отмечает, что числовые соотношения размера храма имели определенное мистическое значение: "10" считалось пифагорейцами самым совершенным числом, положенным в основание всего существующего... в сумме трёх чисел, указанных варягу Шимону для построения храма Успения: 20+30+50=100" Д.С.Лихачёв отмечает: "Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространённость; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа". Единство архитектурного образа объясняется тем, что в последующем Успенские храмы строились по подобию Киевского, в тех же пропорциях. Так строил Великий Князь Владимир Мономах храмы в Суздале и Смоленске, а через 400 лет итальянец Аристотель Фиораванти - в Московском Кремле.
В понедельник, 3 ноября 1941-го в Успенском соборе произошёл небольшой взрыв. Из него выбежали три человека; их заметил часовой. Эти люди были тут же расстреляны. И сразу произошёл второй сильный взрыв.
Как мы знаем, в Киеве той осенью гремели взрывы и бушевали пожары. Город жил, оцепенев от ужаса массовых убийств и гибели десятков тысяч военнопленных, замерзающих за колючей проволокой рядом с городом. Взрыв в Лавре не был громким. Некоторые киевляне лишь через несколько дней узнали о нём. Но были и очевидцы. В одной из книг читаем: "Мы вышли на своё любимое место, и перед нами открылась Лавра. Она горела. Все пролёты главной лаврской колокольни светились ярким оранжевым светом, словно она была иллюминирована, а дыма было немного. Успенского собора не было - гора камней, из которой торчали остатки стен, расписанных фресками. Горели все музеи, весь городок, заключённый в стенах... А кто взорвал, кому это понадобилось - неизвестно".
Ирина Хорошунова, жительница Киева, в своём дневнике 3 ноября сделала запись о том, что горел бывший горисполком, и будто "появилось извещение о том, что триста киевлян расстреляны и что дальше за поджоги будет отвечать всё население города". 6 ноября записала: "Взрывом в Лавре уничтожен старинный памятник архитектуры - Успенский собор. Взорвали его немцы. Объясняют тем, что якобы под ним были мины и они не могли их разминировать. Нет больше замечательного творения старинных зодчих. Так разрушена ещё одна достопримечательность Киева".
Владимир Солоухин в "Последней ступени" пишет о беседе с фотографом Кириллом Бурениным. Отметим, что это не просто рассказ очевидца, но изложение известной концепции: "..А ненависть надо было разжигать. Когда немцы заняли Киев, мы взорвали заранее заминированный древний величественный Успенский собор в Киево-Печерской лавре, дабы свалить этот взрыв на немцев и разжечь ненависть к ним у верующего населения. Нам-то собор разве жалко?.."
Для разжигания ненависти? Но ведь все знали, что немцы в политических целях, наоборот открывали церкви и монастыри. Ирина Хорошунова пишет, что в жилуправе "церковные дела делаются без очереди, и священники идут беспрепятственно раньше всех". Нет, в то, что собор взорвали немцы, вряд ли кто тогда мог поверить. И всё-таки...
При всём обилии версий ни разу не рассматривалась возможность "несанкционированного" взрыва из-за неосторожности при разминировании. Такие взрывы, как мы знаем, время от времени случаются и на специально оборудованных складах. Не противоречит этой версии и рассказ о первом "слабом взрыве", выбежавших из собора людях, скорее всего, военнопленных, работавших на разминировании.
За последние годы стали известны некоторые подробности о деятельности полковника Ильи Старинова, руководившего минированием Киева в сентябре 1941-го. Тогда в обществе ещё больше утвердилось мнение, что и Успенский собор был взорван по радиосигналу из советского центра. Однако версия эта без труда опровергается тем фактом, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику! Значит, немецкие власти заранее знали о его времени и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки.
В книге немецкого исследователя Фридриха Хайера "Православная церковь на Украине от 1917 до 1945 гг.", изданной в 1953-м, высказывалось соображение, что за взрывом собора "стояли руководитель партийной канцелярии Мартин Борман и рейхскомиссар Эрих Кох. Они преследовали цель лишить Украину её идеологического центра, полагая, что если церковь и будет когда-нибудь восстановлена, то уже не сможет будить исторических воспоминаний". Скорее всего, Ф. Хайер что-то знал и, произнося слово "идеологический", имел в виду центр, имеющий для Руси исключительное сакральное значение.
Оружие древних полководцев
Управление оккупированными советскими территориями осуществлялось Восточным министерством во главе с Альфредом Розенбергом. Украина была выделена в рейхскомиссариат, возглавляемый гауляйтером Эрихом Кохом. При этом карательно-исполнительная власть находилась в руках рейхсфюрера СС, начальника полиции Третьего рейха Генриха Гиммлера.
Кох свои замки превращал в сокровищницы, собирая удивительные коллекции, например, оружие великих полководцев. Была у него и вовсе странная коллекция: он собирал старинные кирпичи с оттисками волчьих лап и другие загадочные камни. Был явно не лишён каких-то мистических переживаний. Возможно, его интересовали и "загадочные камни" древней православной святыни. Кох, уничтоживший на Украине четыре миллиона человек, умер в 1986 году, проведя 40 лет в польской тюрьме, говорят, в комфортных условиях.
Гиммлер всю жизнь находился под влиянием оккультистов. В конце жизни - в Кенигсберге 1945-го - он привёз к себе на остров всевозможных колдунов, магов и шаманов, пытаясь создать эзотерическое чудо-оружие, способное воздействовать на сознание лидеров антигитлеровской коалиции... Известно, что Гиммлер прилетал в Киев 2 октября - сразу после массового расстрела евреев в Бабьем Яре. Наверняка побывал он тогда и в расположении своих отрядов, расквартированных в Лавре, удалённых от бушующих пожаров. И кто знает, что потом наговорили ему по поводу Лавры его оккультисты, что насоветовали, что им было "открыто" в их мистических видениях...
Успенский собор в Киеве был взорван в канун праздника иконы Казанской Божией Матери.
Автор не располагает какими-либо документами оккультных целей, для которых взорвали нацисты Успенский собор Лавры. Просто предлагает исследователям обратиться к этой проблеме.
Олег Семёнович СЛЕПЫНИН