Андрей Воронцов - "Победил врагов помощью Божией"

Архив: 

В  середине XIII века казалось, что Русь повержена, растоптана, сожжена монголами, но именно в это же время существовал человек, причём молодой, который последовательно проводил в жизнь идею будущего величия Руси, её духовной и политической  независимости. Без преувеличения о таких людях можно сказать: они посланы своему народу Богом.

 

12 июня 1220 года 790 лет назад родился святой благоверный князь Александр Невский

Сыну великого князя Ярослава Всеволодовича Александру было всего 13 лет, когда отец взял его с собой в Дерптский поход против немецких рыцарей-меченосцев. Этот эпизод не часто упоминается в исторических трудах. В 1233 году крестоносцы Ливонского ордена нападали на Русь, на Псковские и Новгородские земли её. Но они не только получили достойный отпор, в начале 1234 года объединённое новгородское и переяславское войско во главе с кн. Ярославом Всеволодовичем перешло в наступление и осадило крепость Дерпт — бывший русский город Юрьев (ныне эстонский г. Тарту), занятый тогда чужеземными рыцарями.

Ливонцы спокойно спрятались за высокой каменной крепостью Дерпта, зная, что у русского войска нет стенобитных машин. Но Ярослав Всеволодович, подобно гоголевскому Тарасу Бульбе, пошёл на хитрость. Небольшие отряды русской конницы начали жечь постройки поместья Ордена и рыцарские замки, громить выходившие им навстречу отряды немцев-меченосцев. Рыцари, видя такое скорое разорение своих владений, вынуждены были покинуть крепостные укрепления Дерпта.

Крестоносцы двинулись на русских традиционной «свиньёй», но были опрокинуты сильным встречным ударом нашей рати. Это было ещё не поражение, потому что обычно ливонцы быстро перестраивались за спинами лучников и пехотинцев. Но, отступая, они оказались на льду реки Эмбах (эстонской Эмайыги). Лёд не выдержал тяжести закованных в железо людей, их лошадей и проломился. Многие рыцари сразу же камнем ушли на дно...

Всё это видел воочию, участвовал в этом юный князь Александр Ярославич. Участие в победном походе к крепости Дерпт и сражение у покрытой льдом реки Эмбах дало возможность тринадцатилетнему Александру Ярославичу познакомиться «в деле» с немецким рыцарским войском. Может быть, воспоминания о гибели рыцарей-меченосцев под эмбахским льдом подсказали св.. князю Александру Невскому мысль о возможности загнать псов-рыцарей на участки рыхлого льда Чудского озера севернее острова-скалы под названием Вороний Камень?

Большое внимание уделил св. кн. Александр Ярославич подготовке битвы на Неве в 1240 году: ей предшествовала многодневная разведка, скрытая перегруппировка малочисленных русских отрядов. И наконец — неожиданное, молниеносное нападение с трёх сторон, предрешившее исход битвы. Но на самом деле предрешило его, быть может, другое событие. Согласно житию святого благоверного князя Александра Невского, союзник его Пелгусий, православный старейшина земли Ижорской, провёл перед битвой всю ночь без сна: «Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнёс Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру».

Именно после этого известия от Пелгусия «Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь великое множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».

О ходе битвы Александра Невского с псами-рыцарями на Чудском озере в 1242 году уже много сказано и написано. Есть неплохой, по советским меркам, фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с прекрасной музыкой Сергея Прокофьева. Но историки-атеисты предпочитают не упоминать ещё одно событие из жития святого благоверного князя, написанного безвестным, но хорошо знавшим его автором: «А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел Царство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство. Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».

Не так много известно о победоносном Финском походе св. кн. Александра против шведов в 1256 году. В булле папы римского 1256 года сообщалось о разгроме русскими шведов в Тавастландии (южной Финляндии): «... Это племя... неистово вторгнувшись в некоторые части данного государства, свирепо убило многих из его верноподданных, пролило множество крови, много усадеб и земель предало огню». Добавим здесь то, о чём умолчал папа: под «верноподданными» имеется в виду не местное население, а жестокие шведские рыцари-завоеватели, от которых св. кн. Александр Невский освободил южную Финляндию, пройдя её с огнём и мечом всю, до границы со Швецией.

Великий князь Александр Невский прославлен в лике святых не только потому, что противостоял католической экспансии как воин. В 1252 году в ответ на послание папы римского Иннокентия IV он сказал его послам, кардиналам Агадцаду и Ремонту, своё известное слово: «Храним мы с великим тщанием честным иконам поклонение. Храним не просто то, что видим на доске, изображённое красками, но Образу честно поклоняемся, как говорят, первообразному лицу: чей Образ написан, тому и воздаём поклонение... От вас же учения не примем!» — так закончил свой ответ послам св. кн. Александр.

Праведная кончина святого благоверного князя Александра Невского явилась завершающим этапом его жизни земной в преддверии Жизни Вечной. Вот что написано об этом в его житии: «Когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука святого князя согнулась, затем распростерлась и взяла грамоту, после чего снова сжалась».

Сейчас часто можно встретить т. н. «евразийский взгляд» на жизнь и деятельность святого благоверного князя Александра Невского. Так, в книге Сергея Баймухаметова «Александр Невский. Спаситель Русской земли» говорится о том, что никакого татаро-монгольского ига якобы вовсе не было, а было некое дружеское сообщество русских княжеств и Орды, объединённых идеей противостояния Западу.

Оказывается, татаро-монголы принесли на Русь «наряд», то есть порядок, помогли организовать централизованное государство, налоговую систему, почту и т. д. Кровопролитие якобы после Батыева завоевания прекратилось. А если и возникали какие-то вооружённые конфликты, то это было нечто вроде военно-спортивных праздников. Жили мы с Ордой после правления св. кн. Александра Ярославича Невского в дружбе и согласии, вместе отражали «дранг нах Остен» с Запада, делили горе и радости. Татаро-монголы отличались религиозной терпимостью, не поднимали руку на Православие, многие сами крестились, выдавали замуж дочерей за русских князей и охотно женились на русских княжнах.

В общем, «многонациональное и многоконфессиональное государство» было, как говорят ныне. И Александр Невский якобы был ярым адептом этого государства, сурово пресекал бунты против Орды. Да, действительно, пресекал, предпочитая временную вассальную зависимость от Орды порабощению «латинянами», но ярым адептом Орды не был. Или наши православные князья были настолько неразвиты, чтобы не видеть, что их завоевали язычники? Или они считали ислам, который позже приняли ордынцы, чем-то сопоставимым с христианством? Или, быть может, забыли, что в огне татарского нашествия погибли богатейшие наши библиотеки и разрушены наши святыни? И что многих князей, отказывавшихся следовать языческим обрядам, предавали, как князя Михаила Черниговского, мучительной смерти?

По теории упомянутой книги (пересказ теории Льва Гумилёва) история Московского государства — это вовсе не накопление русских сил для свержения татарского ига, а «параллельное сосуществование» русских и татар, закончившееся, по русскому коварству, нападением на наследников Орды. Эту версию часто можно услышать ныне в Казани, и есть много желающих сделать её официальной в Москве.

Да, мы по необходимости сосуществовали с монголо-татарами, да, мы старались использовать их, но только — по необходимости. Читайте летописи: не было дня, когда русские люди не мечтали о восстановлении независимого государства. Свержение власти Орды — это была не «измена союзникам», не коварство, а священное национальное право. И мы его реализовали. Кровь многих поколений русских людей, пролитая за это, не позволяет нам соглашаться с «евразийскими» версиями. Да, мы евразийцы, но не в качестве объекта для адаптации или ассимиляции. Мы великая христианская евразийская суверенная цивилизация, у истоков которой стояли такие люди, как святой благоверный князь Александр Невский.

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

 

Комментарии

Александр Невский - защитник Русской Земли. Сейчас он необходим нам как никогда.Он, молодой еще совсем человек, не пошел ни на какие компромиссы ни с западными врагами, ни с Ордой. Они топтали, унижали Русскую Землю, ее народ.Да, русские князья платили монголо-татарским ханам дань, отдавали им в наложницы своих дочерей. Были и те, кто раболепствовал перед ханами, предавал своих братьев из-за материальной выгоды. Но трусливые предатели, Иуды, к сожалению, в истории России были всегда. Но были и те, которые жизнь свою готовы были отдать за свою Землю.(например, Александр Невский).Те, кто сейчас говорит о том, что православие не нужно и дискредитирует власть, конечно, лукавит. Они прекрасно знают силу православия, поэтому и борются с ним на всех возможных уровнях,-законодательном, культурном и т.д..С Запада сейчас угроз намного меньше для России, чем от наших либеральных толерантных яппи. И Александр Невский-как раз тот святой, которому стоит сейчас молиться. Он-наш святой покровитель.