Опыт и уроки Столыпина

Архив: 

14 июня 1910 года, 100 лет  назад III Государственная дума утвердила Указ Николая II от 22 (9 по ст. ст.) ноября 1906 года о праве крестьян на выход из общины и закрепление своих наделов в частную собственность (Столыпинская аграрная реформа)

 

Уже полтора столетия, начиная с великих реформ середины XIX века, в России, с разной степенью интенсивности, продолжаются глубинные изменения во всех сферах её жизни, приводящие порой к системным кризисам и революциям, перемежая периоды бурных подъёмов с полосой застоя и стагнации. Исторический опыт свидетельствует, что с течением времени проблемы России не только не разрешаются, но, напротив, накапливаются, приобретая на каждом новом витке добавочную остроту и непредсказуемость дальнейших изменений. Неслучайно поиски выхода из кризисных ситуаций составляли и составляют стержневую задачу российской общественной мысли, вызывая каждый раз резкие «сшибки» между представителями различных социально-политических течений, ищущих ответ на традиционный русский вопрос: «Что делать?» В этой связи попытки, предпринятые П. А. Столыпиным с целью разрешения очередного системного кризиса, вылившегося в революцию 1905—1907 гг., являют собой один из самых поучительных вариантов выхода из сложнейших и острейших обстоятельств.

В своё время Столыпин решал ту же фундаментальную стратегическую задачу, что и нынешние политические элиты России: формирование гражданского общества и правового государства, создание рыночной экономики и среднего класса, реальное законодательное закрепление прав и свобод личности, соответствующих современному вектору общем!рового цивилизационного процесса. Для достижения этой цели Столыпин предложил консервативно-либеральную модель и технологии её реализации, которые представляли собой эволюционный вариант создания Великой России, без революционных эксцессов и потрясений, раскола и противостояния в обществе.

Столыпину пришлось решать чрезвычайно сложную двуединую политическую и тактическую задачу: с одной стороны, вывести Россию из состояния революционной анархии, перераставшей в хаос, а с другой — предложить обществу программу системных реформ, которая, по его мнению, вернее, чем методы насилия, могла разрешить стоявшие перед страной проблемы.

Пути разрешения проблем, которые намечал Столыпин, во многом перекликаются с представлениями современных либеральных политических кругов: он также возлагал надежды в процессе трансформации общества на средний класс, укрепление частной собственности и вертикали исполнительной власти. Столыпин верил, что формирование широкого слоя крепких собственников, инициативных, творческих, предприимчивых, послужит своего рода «ферментом», способным обновить «социальный организм» изнутри, создать основу современной рыночной экономики, не только сохранить, но и упрочить единство и целостность России, укрепить межнациональные, межконфессиональные и социокультурные связи в ней.

По замыслу Столыпина, средний класс, наделяемый совокупностью не декларативных, а вполне реальных гражданских и политических прав и свобод, должен был в обозримой исторической перспективе пронизать все поры жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества — экономику, центральное и местное управление и самоуправление, органы суда и судопроизводства, общественные структуры и институты, включая церковные приходы, постепенно выдавливая старые традиционные социальные слои, объективно утрачивавшие в новых исторических условиях творческий потенциал. По существу речь шла об эволюционном изменении всей «социальной ткани» российского общества, всего экономического, правового и культурного пространства, когда на ведущих позициях должны были укрепиться новые социальные силы, имеющие приоритетом свободный созидательный труд на благо Великой России.

Соответственно укрепление частной собственности, в том числе и на землю, рассматривалось Столыпиным не как самоцель, а как необходимое условие для фундаментальной перестройки всей системы общественных отношений.

Чрезвычайно актуальны сегодня идеи Столыпина о проведении земельной реформы. Изданием ряда указов (9 и 15 ноября 1906 г. и др.) он решился на безпрецедентный в истории России шаг — ломку архаичной крестьянской общины и допущение частной собственности крестьянина на землю, что, по его замыслу, должно было дать толчок экономическому и культурному росту страны. Подчёркивая мысль о врождённом чувстве собственности у человека, Столыпин настаивал на необходимости предоставления права крестьянам-домохозяевам на выход из общины и укрепления их наделов в собственность. По его мнению, земельный собственник — трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, — должен был стать проводником экономического и социального прогресса, внести в деревню просвещение и культуру, обеспечить гарантированный достаток своей семье. Вот тогда только, подчёркивал он, свобода превратится в настоящую, которая, конечно, слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма.

Делая ставку не на «пьяных и слабых», а на «разумных и сильных», инициативных, творческих, Столыпин рассчитывал, с одной стороны, полностью уничтожить социальную основу для революции, а с другой — создать условия и предпосылки для формирования мощного среднего класса, динамичный рост которого в перспективе обеспечил бы вытеснение старых социальных слоев, по преимуществу ориентированных на сохранение традиционных форм экономического развития и методов управления.

Аграрная реформа изменила весь социально-политический ландшафт России. За 1907— 1915 гг. из общины вышло более 3 млн хозяев, или 1/4 часть всех крестьянских хозяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов. 90% клиентов Крестьянского банка стали составлять индивидуальные крестьянские хозяйства. Крестьяне приобрели у Банка или купили с его помощью 9,8 млн десятин, получив льготные ссуды на сумму более 929 млн рублей. Характерно, что именно на землях, купленных с помощью Крестьянского банка, было создано около 270 тыс. образцовых крестьянских хозяйств. Одновременно усилился процесс освоения окраин Империи. В 1906—1915 гг. число переселенцев за Урал составило 3,1 млн чел., т. е. в два раза больше, чем за всё предыдущее десятилетие. Меры, намеченные указом 9 ноября 1906 года, активизировали мобильность значительных слоев населения, поощряя тем самым дальнейшее развитие инфраструктуры страны, освоение новых территорий в Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане и Средней Азии.

Столыпинская земельная реформа стимулировала развитие экономики. В ходе реализации её вдвое выросли крестьянские накопления в государственных сберегательных кассах; в 10 раз увеличилось число кооперативов; повысился агрокультурный и агротехнический уровень крестьянских хозяйств. Создавались необходимые предпосылки для роста жизненного уровня сельского населения.
 
Аграрная реформа создавала иные ценностные ориентиры. Она не только поощряла интерес крестьян к получению образования, специальных знаний и профессий, повышала общий культурный уровень широких слоев населения, но и, что более существенно, создавала условия, благоприятствующие пробуждению потенциальных созидательных возможностей личности, стимулирующих её активное участие в различных сферах рыночной экономики, а также в политическом процессе. Реализация Столыпинской реформы протекала, безусловно, не гладко. Как и всякая реформа, она влекла за собой ломку привычного уклада, жизненных представлений, зачастую — судеб, выявляя степень адаптационных возможностей большинства населения страны, прежде всего традиционного крестьянства, жившего в общинах. Но, разрушая, земельная реформа Столыпина, предлагала новый образ жизни, соответствовавший магистральному пути общественного и экономического прогресса. В результате интенсивно стад меняться сам облик российской деревни: взамен старых покосившихся деревенских изб, крытых соломой, строились просторные жилища, крестьяне читали газеты, журналы, городская культура всё активнее проникала в сельскую глубинку.

Посредством проведения земельной реформы, создания широкого слоя крестьянина-собственника Столыпин рассчитывал создать прочную социальную базу политическому режиму. Получив политические права, крестьяне, составлявшие основную массу российского населения, участвовали в выборах в Государственную думу, становились её депутатами, всё чаще выступали с думской трибуны. Политически активные входили в состав многочисленных партий и движений, участвовали в создании собственных организаций — Всероссийского Крестьянского союза и др. Возраставшую общественную и политическую роль крестьянина нового типа Столыпин стремился использовать в процессе реорганизации местного управления и самоуправления, а в более широком плане — в деле укрепления основ правового государства, его институтов и структур.

Адаптация к реформам проходила с большим напряжением и издержками. Традиционному массовому сознанию гораздо ближе были эмоциональные популистские лозунги леворадикальных партий. Рассчитанные на десятилетия, столыпинские реформы не давали мгновенного эффекта улучшения жизни большей части населения. Оставаясь государственно мыслящим и ответственным политиком, П.А.Столыпин, в отличие от лидеров леворадикальных партий, не был демагогом, сознавая эфемерность, а главное — аморальность безпочвенных, ничем не обеспеченных обещаний.

Анализируя и сопоставляя плюсы и минусы столыпинских преобразований, следует сказать, что их позитивные итога многократно превосходят имевшиеся при их реализации издержки. Накопленный П. А Столыпиным и его "командой" опыт по реформированию России в кризисной ситуации представляет собой уникальную лабораторию идей, не утративших свою ценность и по сей день.

Столыпин смог предложить обществу структурированную общенациональную идеологию, основными компонентами которой являлись: законность и правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль исполнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет Великой державы.

Из книги
«П. А. Столыпин: Программа реформ»