Сергей Шумило - Аскольдово крещение

Архив: 

В 2010 году исполняется 1150 лет с момента похода князя Аскольда Киевского на Константинополь и принятия им после этого святой Православной веры.

«Повесть временных лет» так повествует о походе Киевского князя Аскольда на Царьград: «Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идеть на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много убийство християномъ створиша, и въ двою сту кораблий Царьградъ оступиша. Царь же едва въ городъ вниде, и сь патриарьхомъ Фотиемъ къ сущий церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву сотвориша, тако же божественную ризу святыя Богородици сь песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю укротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби их, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыта, и въ свояси възъвратишася».

Никоновская летопись, также сообщая о походе князя Аскольда на Константинополь, отмечает уже и факт крещения киевского князя и русской дружины: «О князи Русьтемъ Асколде. Роди же нарицаемии Руси, иже и Кумани, живяху въ Ексино-понте, и начата пленовати страну Римлянскую, и хотяху пойти и въ Констянтинградъ; но възбрани имъ высший Промыслъ, паче же и приключися имъ гневъ Божий, и тогда възвратишася тщии князи их Асколдъ и Диръ. Сътвори же [император] и мирное устроение сь прежереченными Русы, и приложи сихъ на христианство, и обещавшеся креститися, и просиша архиерея, и посла къ ним царь». Далее, описывая проповедь посланного из Константинополя епископа на Руси, Никоновская летопись сообщает о чуде с несгораемым Евангелием, брошенным в огонь по требованию русичей, и заключает: «Сие видевшие Руси удивившася, чудящеся силе Христове, и вси крестишася».

Кроме того, подобные свидетельства о походе русичей на Константинополь и принятии Русью в IX веке христианства встречаем мы в Киевском синопсисе и ряде других отечественных летописных источников. Даже Церковный Устав св. князя Владимира от: ражает факт принятия христианства на Руси при св. Патриархе Фотии.
 
Факт крещения русичей в IX веке после похода кн. Аскольда на Константинополь довольно чётко отмечен в византийских источниках. Среди церковных авторов ценнейшие свидетельства о походе русичей на Константинополь в 860 году и последовавшем после этого принятии христианства на Руси сохранились в Проповедях (860 г.) и Окружном послании Восточным Патриархам (866 г.) св. Патриарха Фотия Константинопольского — непосредственного очевидца и участника тех событий.

Знаменательно, что ни в одном из византийских исторических источников не упоминается о таком важном событии, как крещение Руси при св. князе Владимире в X веке, тогда как во многих имеются упоминания о крещении на Руси при князе Аскольде в IX веке. Аналогично нет ничего о крещении Руси в X веке и в западно-европейских источниках. Как поясняет такое историческое недоразумение профессор Киево-Могилянской академии Михаил Юльевич Брайчевский, «отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в глазах ойкумены Русь оставалась христианской страной».

По мнению Брайчевского, внутренние придворные перевороты в Киеве не касались международного положения Руси, закреплённого князем Аскольдом через акт принятия христианства, а поэтому для внешнего мира Русь по-прежнему оставалась йе гасю христианской даже после языческого переворота в 882 году; здесь со времён князя Аскольда  существовала отдельная Русская епархия (митрополия), которая занимала 61-е место в диптихе Константинопольского патриархата задолго до окончательного утверждения христианства на Руси при св. князе Владимире.

Среди византийских сообщений о событии Аскольдова крещения наиболее подробным является описание, составленное внуком императора Василия Македонянина — Константином Багрянородным. Из этого сообщения византийского императора можно заключить, что в IX веке при кн. Аскольде крещение русичей носило характер сугубо добровольного волеизъявления граждан, без общеобязательного принуждения кого-либо к смене веры. Более того, как сообщает Константин Багрянородный, русский князь решение о принятии христианской веры принимал не единолично, но в совете с боярами, дружиной и народом, созвав специально для этого вече. И, что более всего поразительно, значительная масса русичей после всестороннего обсуждения вероисповедного вопроса добровольно последовала примеру своего князя, приняв святое Крещение.

Вот как об этом повествует император Константин Багрянородный: «И народ росов, воинственный и безбожнейший, посредством щедрых подарков золота и серебра и шелковых одежд он [император Василий] привлёк к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил сделаться участниками божественного Крещения и устроил так, что они приняли архиепископа, получившего рукоположение от Патриарха Игнатия.

Архиепископ, прибыв в страну сказанного народа для помянутого дела, принят был благосклонно. Властитель того народа, созвав собрание подданных и председательствуя с окружавшими его старцами, которые по причине долгой привычки более других привержены были к суеверию и, рассуждая о своей вере и вере христиан, призывает и спрашивает, что [архиерей] возвестит и чему будет их учить.

Когда епископ предложил книгу божественного Евангелия и рассказал им историю о некоторых чудесах Спасителя нашего и Бога, и рассказал им историю некоторых чудес, совершённых Богом в Ветхом Завете, то русы тотчас поспешили сказать: "Если и мы не увидим чего-нибудь подобного и, в особенности, того, что ты говоришь о трёх отроках в пещи, то совершенно тебе не поверим и не будем слушать твоих речей". Он же, будучи уверен в неложности Того, Кто сказал: "Аще что просите во имя Мое, примите", и ещё: "кто верует в Меня, дела, которые Я творю, сотворит, и больше сих сотворит", когда сотворенное должно быть не для суеславия, а для спасения душ, — сказал им: "Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, что хотите — Бог обязательно сделает по вере вашей, хотя я есть смиренный и малейший". Они же просили самую книгу веры христианской, т.е. божественное и священное Евангелие бросить в разожжённый огонь, обещая, если она останется невредимою, приступить к Богу, которого он [архиерей] проповедует. После того священнослужитель поднял глаза и руки к Богу и воззвал: "Прослави имя Твое святое, Иисусе Христе, Боже наш, и ныне пред глазами народа сего". И брошена была в пещь с огнём книга святого Евангелия. По прошествии достаточного времени, когда пещь погасла, обретён был священный свиток не пострадавшим и не повреждённым и не получившим от огня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывавших его шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без сомнений начали креститься».

Опираясь на летописные свидетельства и повествования византийских хроник, в церковно-академической среде считается установленным фактом крещение князя Аскольда с «болярами» и дружиною в начале или середине 860 годов. Одним из дополнительных подтверждений того, что кн. Аскольд был христианином, может служить и тот факт, что, как сообщают летописи, после его убийства язычником Олегом он не был предан сожжению по языческой традиции, но погребён («несоша на гору и погребоша»), как и подобает по христианской традиции, а на месте его погребения был воздвигнут храм в честь Свт. Николая.

При единогласном признании факта принятия на Руси в IX веке христианства, среди историков нет единого мнения относительно того, в каком году князь Аскольд принял святое Крещение. Как отмечает прот. Лев Лебедев, «точной даты принятия русскими христианства после 860 года не указывается, но, судя по смыслу слов "Окружного послания", оно произошло до 866 года и вскоре после набега 860 года». Исходя из этого одни историки полагают, что крещение произошло в 860 году, вскоре после похода на Константинополь. Другие — что это событие состоялось в промежутке между 860 и 866 годами.

Выбрав последнюю версию как крайнюю точку отсчета, в 1866 году Святейший Синод благословил отмечать в Российской Империи тысячелетний юбилей распространения христианства на Руси при князе Аскольде. Однако и эта дата скорее является условной. Немало есть оснований полагать, что крещение состоялось все же именно в 860 году. Хотя необходимо учитывать, что обращение ко Христу языческого князя Аскольда и киево-русской дружины происходило, скорее всего, не в одно мгновение, но постепенно, в процессе внутреннего озарения и переосмысления.

Несомненным остается то, что начало этому событию было положено именно в 860 году в результате чуда, явленного Божией Матерью у стен Константинополя, осаждённого войсками кн. Аскольда.

Принято считать, что Киевская Русь вышла на арену всемирной истории именно в 860 году. Сейчас в этом нет никаких сомнений. Неслучайно Нестор Летописец впоследствии отмечал, что именно с этого момента «стала прозываться Русская земля», и именно с царствования византийского императора Михаила III он начал хронографический отсчёт в своей летописи: «С этой поры начнём и числа положим». Вот как об этом повествует сама же «Повесть временных лет»: «В год 6360 (8бО-й по александрийской системе летоисчисления), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград... Вот почему с этой поры начнём и числа положим».
 
Обосновывая факт введения с 860 года так называемой «киево-русской эры» в отечественном летоисчислении, профессор Брайчевский рассуждает: «На Руси во времена Аскольда было введено особенное летоисчисление — "Русская эра", начинавшая отсчёт лет от выдающегося похода на Константинополь, то есть от 860 года... Таким образом, начиная систематическое изложение исторических событий, летописец IX ст. избрал условную дату — 860 г. — время отважного похода Руси на Константинополь и её христианизации... Акт крещения Руси был осмыслен как поворотный момент в истории страны, как своеобразный перелом на пути к прогрессу, а соответственно признан за хронологический репер (опорную точку — ред.). Этот акт в средневековой идеологии рассматривался как приобщение к благодати, как начало новой, возрождённой жизни (позже эту концепцию глубоко и всесторонне изложит митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати"). Именно таким образом вынуждена была восприниматься эта акция и общественной верхушкой Руси во главе с Аскольдом. Покончив с язычеством, страна как бы порывала с собственным варварским прошлым. Присоединяясь к христианству, она становилась частью ойкумены, цивилизованного мира».

Наблюдения академика Бориса Рыбакова и профессора Михаила Брайчевского относительно введения в отечественном летоисчислении особой так называемой «киево-русской эры» весьма ценны. С этого времени начинается отсчёт нашей отечественной истории, отсчёт рождения Святой Руси, крещённой и просвещённой светом Христова учения.

Сергей Викторович ШУМИЛО,
г. Киев