Надежда Ильина - Из рода святых

Архив: 

Тяжела была жизнь русских княгинь во времена ордынского ига, хоронили они мужей, сыновей, братьев. И становились смиренными инокинями... Княжеские почести при жизни им не воздавали, но после смерти многие из них были прославлены Богом и Церковью как святые.

 

25 июня 1650 года, 360 лет назад - обретение мощей святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской
 

Самой горемычной княгиней летописцы и историки считают преподобную Анну Кашинскую. Прадедами её были святые князья-мученики Михаил Черниговский и Василько Ростовский. Дед, князь Борис Василькович Ростовский, как заложник, с 14-ти лет и до самой смерти вынужден был жить в Орде. Обладая дипломатическим даром, он многих вельмож хана расположил к себе, смог убедить не совершать набегов на Русскую землю. И оставшиеся в живых русские люди вышли из лесов, стали восстанавливать города, сёла. Потому в летописях князя Бориса Васильковича называют «печальником Земли русской».

В 1299 году Анна, дочь Кашинского князя Димитрия, стала женой Тверского князя Михаила Ярославича. Тогда совсем лютые времена настали. Засуха, голод, чума, лесные пожары — это ещё полбеды. Главная беда Тверскому княжеству и князю (он тоже вскоре заслужит у Бога мученический венец), главная интрига разворачивалась в Золотой Орде, где воцарился, убив всех прочих претендентов на престол, хитрый и злобный хан Узбек. С ним никакие переговоры были невозможны. У него была своя политика: русских князей и княжеств вообще не должно быть. И уничтожить их должны сами русские князья, своими дружинами, с помощью небольших отрядов воинов Орды. Надо поссорить их, используя греховные слабости человека.

Узбек даёт Михаилу Тверскому, старшему в роду Рюриковичей, ярлык на Великое княжение и одновременно поощряет честолюбивые стремления к великокняжескому престолу Московского князя Георгия, отдаёт ему и свою сестру в жёны (она, вероятно, уже смертельно больна была, так что и за русского отдать не жалко). Даёт и небольшой отряд в помощь: иди на Тверь, и будешь Великим князем.

Святая Анна Кашинская понимала, что её муж вынужден будет, защищая свою землю, людей, которые ему доверились, вступить в бой с племянником и ордынцами. И... лучше бы ему погибнуть в том бою, потому что в те времена дерзнувшему выступить против Орды русскому князю неизбежно грозила мученическая кончина. Как могла она жить, молиться, ободрять мужа, понимая всё это? Нашим малодушным сердцам и представить себе трудно.

Она жила, молилась, воспитывала четверых сыновей в то время, когда её муж, одержав победу в той битве, вызван был ханом на ковёр в Орду. Понимала: на мучения должен ехать. Но Тверь против всей Орды выстоять не могла. Значит, за всех людей княжества должен был погибнуть князь. И она его сама проводила до устья реки Нерли, простилась с ним у деревни Малинники.

Через два года Московский князь Георгий привёз ей нетленные мощи святого мученика. Она выехала с сыновьями и боярами встречать своего мужа. Гроб его торжественно, всем городом, несли в Спасо-Преображенский собор. Там погребено его святое тело рядом с первым Тверским епископом Симеоном. Было это в 1320 году.

А через пять лет её старший сын, Димитрий Грозные Очи, услышал от коварного Узбека в Орде: «Да, невиновен отец твой. Вот истинный виновник — князь Георгий. Убей его, я разрешаю». Не сдержался Димитрий, в гневе убил Георгия. И тут же по приказу хана был убит сам. И это святая Анна Кашинская должна была пережить. А через два года вспыхнуло в Твери самое большое восстание против татар, держать ответ за которое в Орду поехал её второй сын, Александр, взяв с собой для смягчения сердца ханского своего старшего сына Феодора, внука Анны. Она проводила и их, понимая, что на муки провожает. Вскоре тела их привезли ей, и она похоронила сына и внука в соборе рядом со своим мужем, святым мучеником Михаилом.

Тверское княжество, как свидетельствует летопись, после этого совсем опустело. Анна приняла монашеский постриг, а вскоре и схиму в Кашинском Успенком монастыре, где и скончалась в 1338 году. Гробница её долгие годы пребывала в запустении, её даже забыли совсем, как казалось. Но в 1611 году она в схимническом одеянии явилась болящему пономарю Георгию и исцелила его.

Многие люди с тех пор стали получать исцеления у её гробницы. В 1650 году были обретены нетленные мощи княгини. Но причислена к лику святых она была только в 1909 году. Время было такое — к лику святых почти никого не причисляли. Много обретали нетленных мощей, много было чудес. Думали образованные чиновники в Синоде, что всё это — суеверия.

Но на святой Русской земле, политой кровью мучеников, пропитанной слезами страданий русских женщин, конечно, чудеса неудивительны. И в лике святых ещё не все святую жизнь прожившие прославлены Церковью земной, — и не это важно. Главное, что они прославлены Церковью Небесной. И за нас молятся.

Надежда Александровна ИЛЬИНА