Во Святом граде неподалёку от Лифостротона — того места, где Спаситель был осуждён на распятие, — в узком невзрачном переулке среди жилых строений находится небольшой греческий монастырь в честь св. Никодима. В местных путеводителях о нём ничего не сказано, и, возможно, по этой причине паломников там практически не бывает
Когда паломническая программа по главным достопримечательностям и святыням Иерусалима была уже исчерпана, один из участников нашей группы неожиданно предложил заехать в греческий монастырь, где находится чудотворная плащаница Господа нашего Иисуса Христа, сделанная русскими монахами. Как потом выяснилось, этот паломник познакомился с диаконом Александровского подворья, относящегося к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, который и посоветовал посетить монастырь св. Никодима и вызвался быть сопровождающим. Наше желание побывать в обители стало единодушным после того, как служитель упомянутого подворья диакон Вячеслав сообщил, что у чудотворной плащаницы можно на мгновение стать участником тех событий, которые происходили две тысячи лет тому назад. Если к плащанице приложить ухо, можно услышать звуки, напоминающие удары кувалды, когда забивают гвозди во что-то не очень плотное. Со слов о. Вячеслава, эта святыня чудодейственным образом сохраняет память о распятии Иисуса Христа.
Пройдя узкими улочками старого города в восточном направлении от храма Гроба Господня через безчисленные торговые ряды, мы вышли на улицу Via Dolorosa (улица «Скорби» или «Крестного пути»), дошли до Претории, свернули в переулок налево и буквально через 70—100 метров остановились у металлической двери с изображением православного креста. Надписи на греческом и английском языках сообщали, что это монастырь св. Никодима: здесь находится темница, где был заточён Иродом Агриппой апостол Петр, которого чудесным образом вывел Ангел Господень.
Каких-либо характерных внешних особенностей монастырь не имеет: нет ни привычных куполов, ни отдельно стоящих храмов. Обитель располагается в здании, большую часть которого составляют жилые помещения. Кстати сказать, исторически так сложилось, что в старом городе некоторые церкви находятся внутри жилых домов. Опекает монастырь иеродиакон Мака-рий. Ему временно помогает монахиня из Румынии по имени Синклитикия.
Отец Вячеслав нажал на дверной звонок, и вскоре нам навстречу вышел единственный попечитель обители. Мы хотели взять у него благословение, но оказалось, что он не имеет священнического сана. (В греческих монастырях на Святой земле не редкость, когда монастырь опекает всего один монах). Миновав узкий двор, мы оказались в небольшом храмовом помещении. По преданию на этом месте происходила встреча праведного Никодима со Спасителем. Никодим был одним из начальников иудейских, фарисеем, членом Синедриона и тайным учеником Иисуса Христа.
Здесь глубокой ночью — из-за страха перед иудеями — при полной луне Спаситель беседовал с Никодимом о Царствии Божием и впервые изъяснил глубинный смысл таинства Крещения и духовного рождения: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, У). Никодим возражал: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другойраз войти в утробу матери и родиться?» (Ин. 3, 4). Тогда Спаситель поясняет: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Беседу Христа с Никодимом изображает большая икона недалеко от входа в монастырь.
В обители хранится котёл, в котором готовили пищу первые строители храма Гроба Господня во время царствования равноапостольных императрицы Елены и императора Константина Великого, обретших Крест Христов (IV век). Здесь имеется и мощевик с останками монахов, убиенных в монастыре преподобного Саввы Освященного во время персидского нашествия в 614 году. Ознакомившись с основными святынями монастыря, мы с благоговейным волнением подошли к плащанице, которая хранится в простом деревянном ковчеге. На ней большими буквами вышита надпись: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое...» Диакон Вячеслав показал нам, как нужно правильно прикладываться к плащанице и что нужно делать, чтобы услышать звуки двухтысячелетней давности.
Один за другим мы подходили к плащанице, делали, как полагается, поклоны и, приложив ухо к стеклу, долго вслушивались. Диакон нас всех спрашивал: «Слышали вы что-либо?». Некоторые говорили, что ничего особенного они не услышали. Другие отвечали утвердительно. Подходили к плащанице по два-три раза. Лично я, приложившись второй раз, услышал отдалённые глухие звуки, действительно напоминающие приглушённые удары молота или кувалды... В течение примерно трёх минут я слышал такие звуки дважды.
Необходимо пояснить, что в старом городе много самых разнообразных шумов: возгласы продавцов с рынка, грохот проезжающего транспорта, развозящего товар, из громкоговорителей — призывы муэдзинов на молитву... И хотя стены здания, где находится монастырь, довольно массивные, шумы с улицы проникали всё равно. Поэтому вслушиваться было очень сложно.
Каких-либо документальных свидетельств или описаний плащаницы не сохранилось. Известно только, что она была сделана русскими монахами из Китаевой пустыни три или четыре столетия тому назад, украшена драгоценными камнями и привезена на Святую землю как один из многочисленных даров нашего Отечества. Прежде чем приступить к её изготовлению, иноки много дней строго постились и усердно молились; изготовлялась плащаница также с молитвами и постом.
Следует сказать, что многие православные храмы и монастыри на Святой земле, в том числе и греческие, строились на пожертвования русских царей и попечением щедрых благотворителей — наших соотечественников. Почти во всех святых обителях Палестины можно увидеть русские иконы, фрески с церковнославянскими надписями, кресты.
Перед тем как покинуть монастырь, мы спустились в крипту — нижний храм, где находится темница апостола Петра. В Деяниях апостольских сказано, что по повелению Ирода апостол Петр был схвачен, посажен в темницу и закован двумя цепями. Вся Церковь усердно молилась о нём, и ночью Ангел Господень, явившись Петру, освободил его: цепи спали, и тюремные ворота сами собой отворились. Ангел вывел Петра на улицу, после чего стал невидим.
В темнице помещена большая икона апостола и цепи, однако, как нам пояснили, они не подлинные. Настоящие, которыми был скован первоверховный апостол, крестоносцы увезли в Рим.
Напротив темницы среди прочих икон запомнился необычный образ Спасителя, покрытый кровавыми точками и пятнами. Оказалось, что это копия кровоточащей иконы, находящейся в одном из храмов в Афинах.
На прощание диакон Вячеслав посоветовал нам направлять по возможности паломников и в этот монастырь, поскольку обитель очень бедная. Это послужит и делу духовного просвещения, поскольку о великих делах Божиих необходимо возвещать во всеуслышание, и в то же время будет определённой материальной поддержкой обители.
Очевидно, необходимо провести и всестороннее исследование плащаницы с применением современных научных методов, чтобы определить, например, её точный возраст, историю создания и почему она была отправлена именно в монастырь св. Никодима. В настоящее время достаточно хорошо известно о различных исследованиях Туринской плащаницы и других великих святынь.
Дай Бог, конечно, чтобы всё это совершалось в добром русле на пользу Церкви и всем верующим людям и во славу Божию.
Владимир Борисович ПАНКОВ