Покаяние не только в том, чтобы больше не грешить, но и в том, чтобы совершать противоположные содеянным грехам добродетели.
"Созвав же двенадцать,дал им силу и впасть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царство Боже и исцелять больных" (Лк.9.1-2)
Каждому православному хрисианину очевидно известно, что причина всех бед, несчасий и страданий - сам человек, его добровольное произволение, дарованное Богом. Человек, совершая грех, удаляется от Источника Света. Грех лишает нас благодати и открывает душу для действия силам тьмы.
Следствие страстной, греховной жизни и деятельности человека - болезни. Как за телом тень, так за грехом - болезнь, страдание, боль, потеря душевного покоя, радости, мира и страхи, тревоги, смущения. "Отыми грех, и болезни оставят" (Прп. Серафим Саровский). Потому главное наше лекарство - покаяние.Покаяние не только в том, чтобы больше не грешить, но и в том, чтобы совершать противоположные содеянным грехам добродетели.
Например, если человек был жадным, значит, покаявшись, он должен раздавать деньги, подвизаться в благотворительности. Безусловно, мирянин обязан заботиться о жене, детях и благотворить от излишков. Любая добродетель требует рассудительности. Кто шествует деланием добродетели, милостыни и благотворительности, привлекает к своей душе благодать Божию.
Болезни телесные и душевные делают человеческую жизнь невыносимой. Демоном страха и малодушия одержимы все без исключения тщеславные и гордые люди: "Боязливость - дщерь неверия и порождение тщеславия. Гордая душа есть раба страха, уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней" (Св. Иоанн Лествичник).
Освободиться от страха с Божией помощью, сделаться мужественным и храбрым человеком - это делание духовное, ибо мужественными не рожда¬ются - ими становятся.
Можно сказать, что все телесные болезни от грехов. А отчего болезни невинных младенцев, которые грешить не в состоянии?! Да тоже от грехов, от грехов их родителей. У страстных родителей, если они не потрудились победить с Божией помощью страсти в себе, вырастет страстный, больной ребёнок.
Здоровье - дар Божий, и за этот дар надо благодарить Бога и беречь его: "...отсутствие даров бывает не потому, что так хочет Бог, но потому, что человек удалился от Источника всех даров, Бога, и, естественно, по своей вине лишается действий благодати" (Блаженный старец Паисий Святогорец).
Зная о греховности человека, Бог дал нам врачей и целебные средства от болезней. И заболев, человек ищет сред¬тво к исцелению, ибо болезнь тяготит, мучит и несёт в себе страдание и боль.
А лечит, прежде всего, Бог. Врачи и лекарства здесь - сподвижники его.
Господь предупреждал Им исцелённых: "Не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин. 5, 2-14).
Как лечатся праведники? А вот как: они всегда часто причащаются, пьют святую воду, молятся. Душа у них здорова. А болезни тела полезно и претерпеть, обратившись к врачам.
Ведь нет ничего грешного или предосудительного в том, чтобы прибегнуть к целительным силам природы или другим лекарствам, с помощью Бога созданным для человека.
Но при этом надо возлагать надежду не на врача или медикаменты, а на Бога, ибо "проклят человек иже надеется на человека" (Иерем. 17,5).
Как сберечь здоровье и сделаться неприступным для болезней? Свт. Феофан Затпрник писал: "Трудиться - дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье, что лошадка: загонишь - ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть. И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение - точить, пилить, строгать, рубить - то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей".
А как истребить в себе страсть тщеславия, устранить причину боязливости, от которой все болезни?
"Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же - отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; конец (если только есть конец этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при этом никакой скорби". (Св. Иоанн Лествичник). Страсть тщеславия врачуется обретением добродетели кротости.
Кротость преисполняет душу радостью, терпением, дарует духовное рассуждение, пресекает неистовство, гнев, делает такого человека недоступным для огорчений, раздражительности, ибо если душу переполняет радость, то нет в ней места ни гневу, ни огорчению, ни раздражительности. И более того, именно кротость является предтечей смиренномудрия, то есть добродетели, противоположной страсти гордости. Кроткие живут до глубокой старости.
"На кого воззрю, - глаголет Господь,-токмо на кроткого". (Ис. 66,2). Кроткая душа - престол простоты. Души кротких исполнятся разума. В кротких сердцах почивает Господь. "Господь наставит кроткая на суд". (Пс. 24,9).
В чём же состоит кротость? "Кротость состоит в том, чтобы при оскорблении от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться". (Св. Иоанн Лествичник).
Преподобный Серафим Саровский стяжал эту добродетель, был её носителем, и как зримо проявлялось это даже в приветствии приходивших к нему людей: "Радость моя". Эта радость просто струилась из него на окружающих. Воистину, "беседа твоя явь тя творит". (Мф. 26,73).
Боязливость также порождает неверие. Человек, если не будет внимательным к своей духовной жизни, может незаметно для себя самого быть как бы "украденным" демонами и потерять, умалить свою веру.
"Страх есть предвоображаемая беда. Страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твёрдой надежды" (Св. Иоанн Лествичник).
Так что страсти, как и болезни, лучше врачевать сразу, не запускать и не усиливать их в себе, ибо потом понадобятся годы, чтобы уврачевать их. У преподобного Серафима Саровского как-то спросили, как уврачевать гордость. "Проси Бога, чтобы Он продлил лета твои. Этого без труда не сделаешь", - ответил он.
Врачуется страсть гордости Самим Богом, дарующим противоположную ей добродетель - смирение.
Подвержен страху и болезням человек, надеющийся на своё умение и возможности, а не на Бога. Его ждут жестокие разочарования, крушения надежд, выстроенных на песке, а не на камне твёрдой веры в Бога.
Покой и уверенность, беспечалие и весёлость - вот состояние души, возложившей свою надежду на Бога. Это не от самообладания, не усилием воли, а именно от внутреннего устроения человека. И самооправдание лишает нас внутреннего покоя: 'Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя" (Старец Паисий Святогорец).
Святые отцы и Священное Писание свидетельствуют, что страх Божий освобождает человека от страстей: "Боящийся Господа ничего не убоится и не устрашится, Той бо надежда ему" (Сирах. 34, 10-18). "Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки" (Св. Иоанн Лествичник). "Кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай, а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай" (Прп. Серафим Саровский).
Старцы советуют во время сильных приступов страха и боязливости греховной скрестить на груди крестообразно руки и мысленно читать молитву "Богородице Дево, радуйся..." (прп. Нектарий Оптинский) - тогда бес на время отходит, чтобы не подавать повода к молитве.
Любовь Божия и Божия благость к роду человеческому не пресекается, и свидетельство тому - множество исцелений, чудесных избавлений от многолетних и неизлечимых, с точки зрения официальной медицины, недугов. У Бога власть не только над болезнями, но даже над самой смертью. Потому-просите, и дастся вам здравие.
Прп. Иона Киевский Чудотворец тем, кто спрашивал лечения отвечал таю "Молись Богу, Божией Матери и святым угодникам, пей святую воду Богоявленскую натощак по чайной ложке и святым маслом на ночь делай крестик на груди против сердца. Перед тем как пить Богоявленскую воду или же мазать маслом грудь, больной должен прочитать по одному разу "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся..." и положить земной поклон, и это делать 40 дней, в особенности для припадочных".
И в заключение считаем нелишним напомнить совет прп. Серафима Саровского: "Благоговейно причащающийся Святых Тайн, и не однажды в год, будет спасён, благополучен и на самой земле долговечен. Верую, что по великой благости Божией, ознаменуется благодать и на роде причащающегося. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твоё будет всегда хорошо"
Олег Степанович ЗВАРИЧ, г. Дубровица