Российская мусульманская умма, судя по заявлениям отражающих ее интересы политологов и публицистов, оказалась не готова резко отмежеваться от террористов, совершивших взрывы в московском метро. Происламские эксперты попытались если не полностью оправдать исполнительниц терактов, то, во всяком случае, найти для них смягчающие обстоятельства, а также максимально затушевать религиозную составляющую происшедшего, объясняя терроризм исключительно социально-экономическими причинами.
Неготовность осознать истинные истоки терроризма в обозримом будущем может осложнить положение мусульман, усилить негативные тенденции недоверия и противостояния между различными частями российского общества.
Практически всю неделю после взрывов в Москве автор этих строк находился на Кавказе, внимательно читая региональные издания. Ни сразу после теракта, ни некоторое время спустя в них не появилось собственных аналитических материалов, способных сформировать или хотя бы сформулировать отношение северокавказских мусульман к трагедии в московском метро. Подавляющее большинство местных газет опубликовали информационные сообщения о терактах, пересказали речь президента Медведева на совещании силовых структур в Махачкале после теракта в Кизляре. В целом событиям было уделено неоправданно мало внимания. По всей видимости, потому, что в противном случае пришлось бы расставлять точки над ё, называя вещи своими именами.
На общем фоне выделялась лишь перепечатанная изданием «Осетия. Свободный взгляд» с портала Islam.ru статья старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, международного обозревателя финансируемого через кремлевскую администрацию Фонда эффективной политики Руслана Курбанова.
Высказанные в ней мысли показались автору настолько важными, что Курбанов, несколько видоизменяя текст, опубликовал этот материал по крайней мере в трех различных изданиях как в Москве, так и на Кавказе. «То, что московское метро взрывало не кавказское вооруженное подполье, очевидно, - начинается вариант, вышедший на Islam.ru. - Даже если официально будет объявлена именно «имаратовская» версия, и даже если кто-то из самих «лесных» возьмет на себя последние теракты, слишком многое говорит о том, что это не так ».
За терактами такого уровня «обычно стоит гораздо больше заинтересованных лиц и сил, нежели ютящиеся в землянках в горах Чечни, Дагестана и Ингушетии «лесные братья», считает Курбанов. Применительно к московским событиям его версия строится на единственном допущении: взрывы прогремели не в тоннелях, где глушится сигнал мобильной связи, а на станциях, значит, предположительно, бомбы были взорваны принудительно. «Таким образом, становится очевидным, что подорвавшиеся женщины, скорее всего, были не убежденными смертницами, сами нажавшими на кнопку взрывателя, - делает вывод Руслан Курбанов. - На их месте могла оказаться любая, кого попросили передать знакомым сумку или пакет» (как поясняет автор, «по широте кавказской души»). Террористок-де использовали втемную, «а прибегнуть к такой тактике сегодня может кто угодно». Характерно, что он продолжал развивать эту версию и когда после терактов прошло полмесяца, а следствию и общественности стало известно много новой информации, в том числе о личностях террористок.
Описывая ситуацию на Кавказе, автор статьи оперирует понятиями, вызывающими по меньшей мере недоумение. «Предпринята попытка скрепить все более распадающийся Кавказ административным обручем СКФО», «гражданская война, ведущаяся диверсионными методами, уже расползлась по всему Кавказу», «раздувание противоречий вокруг Сочи и олимпийских объектов, которые возводятся на знаковых для черкесской исторической памяти местах» - лексика Руслана Курбанова ясно отражает его взгляды.
«Сегодня ситуация на Кавказе, вне всякого сомнения, сложнее и непредсказуемее в долгосрочной перспективе, чем это было каких-то лет 5 назад», - считает он. Однако после Беслана «радикалы-интеллектуалы» исламистского подполья, среди которых Ясин Расулов, Абу Загир Мантаев и Анзор Астемиров (в статье в «Русском журнале» Курбанов называет их «дагестанскими и кабардинскими интеллектуалами, вышедшими на тропу войны», а Анзора Астемирова – «боевым лидером и правоведом в одном лице» ), сыграли ключевую роль в сознательном отходе кавказских боевиков от практики захвата заложников и ударов по мирным жителям.
«Очевидно и то, что сегодня через взрывы в московском метро вновь реализуется масштабная многоходовая провокация по разжиганию антикавказской и антиисламской истерии и фобий для придания нового импульса процессам разрушения общего российского социального, культурного и политического пространства, - делает он логичный для подобных построений вывод. - А проще - процессам отрыва Кавказа от России». Не исключает Курбанов и попытки «некоторых деструктивных внутрироссийских сил вновь сыграть на старых страхах перед «исламской угрозой» и «кавказской чумой», чтобы укрепить свои политические позиции».
«Данные теракты никак не могут рассматриваться исключительно как месть кавказского подполья за убитых соратников по оружию, - завершает он свою колонку в дагестанском «Настоящем времени». - Но искать этих врагов только на Кавказе, забыв о самой Москве и более широком мировом политическом окружении, было бы непростительной ошибкой» . Руслан Курбанов не называет «врагов» по имени, лишь намекая, в частности, на Грузию. В одном из процитированных материалов он упоминает о некоей «третьей силе», подобной той, что якобы действовала в Южной Осетии, обстреливая то осетинскую, то грузинскую сторону, провоцируя их на ответный огонь в целях эскалации конфликта.
Тем более неуместно ссылаться на виртуальную «третью силу», говоря о московских терактах. Следствие практически сразу доказало беспочвенность построений Курбанова, что не удивительно, поскольку базировались они на ничем не обоснованных допущениях. Объяснений этому может быть только два: эксперт или добросовестно не учел некоторые (важнейшие) моменты, или пытался сознательно направить российское общественное мнение в ложном направлении, максимально «выгородив» террористок и их пособников, переложив вину за случившееся, по сути, на пустоту.
Верно, скорее, второе предположение. В статье «Эволюция «леса», увидевшей свет через две недели после московских терактов, Курбанов ставит вопрос уже по-другому: «какой «лес» более выгоден самой России, или, вернее, политической элите России? «Лес», как нарождающийся политический конкурент, но воздерживающийся от кровавых ударов по мирным жителям? Или «лес», как кровавый хищник, наносящий неожиданные удары в самое сердце огромной державы, но окончательно дискредитированный в качестве политического конкурента?» . Уточним, речь идет об исламистском вооруженном подполье. Как видим, сотрудник ФЭП просто не рассматривает иную, единственно верную альтернативу: полное уничтожение «леса» и отказ от включения его представителей в российскую общественно-политическую жизнь.
Вряд ли Руслан Курбанов не понимает, о чем говорит (в последнее время Интернет буквально заполонили видеоролики с его комментариями, на что обратила внимание православная общественность) и пишет. Квитэссенция того, что хочет донести до российской публики этот эксперт и его единомышленники, выражена в одном из выступлений Курбанова на телеканале Russia.ru. Рассуждая о причинах «взрывной активизации боевиков в последний год и массового притока молодежи в горы», обозреватель ФЭП (вступая в противоречие с «главной линией партии»), признает, что таковыми являются «не социально-экономические проблемы, не коррупция, не безработица: сегодня в лес, в горы уходит огромное количество состоятельных ребят». «Молодые мусульмане уходят в ряды боевиков из-за того, что они в современном мире, в современной России не могут найти для себя возможности реализоваться в качестве мусульманина, сохранив при этом самоуважение к себе как к человеку, следующему религии чистого единобожия», - констатирует Руслан Курбанов.
Сделать это им, оказывается, не позволяют «коррумпированные региональные власти», «грубо действующие правоохранительные органы, не разбирающие между умеренными и радикальными мусульманами», а также «замшелое духовенство, которое не приемлет обновления своих рядов».
Кавказское мусульманское сообщество находится в состоянии бурного возрождения, отмечает Курбанов, заключая: «если этой бурной возрождающейся социальной энергии молодых ребят не дать выход, не канализировать их в созидательное, конструктивное русло, то они все равно найдут себе выход - но выход через кровь, через насилие, влившись в ряды радикальных группировок» .
Логично предположить, что альтернативным выходом, по мысли Руслана Курбанова и его единомышленников, является инкорпорация исламских фундаменталистов в государственные и общественные структуры, то есть фактическая «сдача» светского российского государства воинствующим адептам средневековых религиозных ценностей. Это очевидно неприемлемо и попросту самоубийственно для российской государственности, имеющей выраженно православную основу.
В «курбановском» направлении мыслит и сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, вице-президент Академии геополитических проблем Деньга Халидов, размышляя, подвигнут ли полпредство Северо-Кавказского федерального округа последние теракты критически переосмыслить результаты и методы контртеррористических операций, а также учесть специфику региона. «Создается впечатление, что Центр опять не знает, что делать с Северным Кавказом, - рассуждает политик. - …Мало кто задается вопросом: а не пора ли менять систему управления уникальным регионом? Это же не Ивановская или Псковская область!».
Со своей стороны, Халидов предлагает легализовать шариатское судопроизводство наравне с официальными судами («пусть сосуществуют две системы права, это никак не нарушает принципы Федерации»), «вернуть жестко в рамки закона федеральных силовиков», а также «исходить из задач интеграции большинства (заблудших, обманутых и пр.), и моральной и социальной изоляции непримиримого меньшинства экстремистского подполья». По мнению сопредседателя РКНК, «государство и правоохранительные органы должны занять нейтральную позицию во внутриконфессиональном конфликте; стараться интегрировать лидеров общественного мнения из внесистемной оппозиции, с мусульманской «начинкой», в общественные и государственные проекты» .
Деньга Халидов любезно облек в слова то, на что прозрачно намекнул Руслан Курбанов. Перед нами – часть проекта по продвижению фундаменталистской точки зрения в российский политикум и социум, попытка представить исламизм в качестве равноправного, хотя пока и несколько экзотического, политико-религиозного течения. Этому проекту, потенциально чрезвычайно опасному, необходимо оказывать решительное противодействие, тем более, что реализуется он не только в медиа-сфере, но и в области реальной политики.
Подпись Руслана Курбанова стоит под официальным заявлением рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, в котором отмечается, что «главная задача террора - не убийство неповинных людей, а именно разжигание ненависти и ксенофобии в нашем обществе» . «Уже звучат безответственные голоса журналистов и некоторых публичных деятелей, обвиняющих кавказцев и мусульман, - констатируется в документе. - Люди, позволяющие себе подобные заявления, потакают террористам и являются их пособниками». Необходимо четко осознавать, что «победа над террором невозможна только одними силовыми методами без глубоких социально-экономических и гражданских преобразований на Кавказе и во всей стране», указывают авторы заявления.
Вообще не упоминая исламский фундаментализм как явление, члены рабочей группы Общественной палаты сводят проблему к «социальной несправедливости, наличию даже спустя десятилетия после завершения конфликтов лагерей беженцев, уровень жизни в которых ниже допустимого для человеческого достоинства, чудовищному разрыву между богатыми и бедными, закрытию школ, деградации системы среднего образования и здравоохранения в горных и сельских районах», которые, по мнению авторов заявления, и «приводят к росту протестных настроений в молодежной среде, что не может не использоваться радикалами и экстремистами всех мастей».
Таким образом, подписанты пытаются объяснить терроризм социально-экономическими проблемами, полностью отметая религиозный фактор. Однако достаточно сравнить уровень жизни жителя рядового русского и, например, дагестанского села, как становится понятно, что «социальной несправедливостью» теракты никак не объяснить. Можно ли считать обделенной жизнью «живую бомбу» Мариам Шарипову, имевшую два высших образования и пусть не самую большую, но стабильную зарплату, выплачивавшуюся ей за уважаемую и нужную работу на благо общества? Чего не хватало студентке университета Фатиме Багаевой, задержанной на пути в Москву с деталями взрывного устройства ? Представляется, что главным побудительным мотивом их поступков стало отнюдь не социальное неравенство, а глубоко воспринятые идеи исламского радикализма вкупе с безоглядной и ложно понятой «любовью» к мужьям-фундаменталистам.
Список подписавших заявление ОП не вызывает особого удивления: знакомые все лица. Помимо Курбанова, среди них пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов, председатель Московского бюро по правам человека Александр Брод, спецкор журнала «Русский Newsweek» Орхан Джемаль, председатель Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов, главный редактор сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов, руководитель рабочей группы Максим Шевченко, собравший вокруг себя группу единомышленников – «добровольных адвокатов» ислама и Кавказа, похоже, в любых их проявлениях, и ряд других.
Что касается федерального уровня, то в целом сайты российских мусульман отреагировали на теракты примерно так же, как северокавказские печатные СМИ: предоставляя информацию, но избегая анализа. Едва ли не единственный пример последнего можно увидеть все на том же Islam.ru. «Последние теракты в Москве вновь очень болезненно ударили по имиджу российского исламского сообщества», - признает Даниял Исаев, печалуясь о «красивой, молодой, по-детски наивной» Джанет Абдурахмановой, взорвавшей себя на станции «Парк культуры». «Еще не доказано, что в метро взорвалась именно она, - ищет оправдания террористке автор материала (текст был опубликован, когда задаваться этими вопросами было еще уместно). - Еще не доказано, что она сделала это осознанно. Еще не доказано, что ее не втянули в этот кровавый акт обманом». Стремление хоть как-то смягчить впечатление от содеянного единоверкой могло бы быть понятно, только если бы речь не шла о подобном преступлении.
«Даже если версия с участием Джанет подтвердится (здесь, по всей видимости, пропущена частица «не» - прим.), мусульмане России уже должны бить тревогу, - продолжает Исаев. - …Слишком много юных душ, будучи не в силах терпеть несправедливость, будучи в не в силах разобраться в кровавом хаосе, происходящем на Кавказе, оказываются в заложниках обстоятельств и разного рода дельцов, прикрывающихся религией и разного рода идеями». По его мнению, «исламское сообщество страны явно не справляется с теми вызовами, которые на нас обрушились в последние годы». Мусульманское сообщество не сидит сложа руки, но делаемого «ничтожно мало по сравнению с тем, что должны делать для противостояния сегодняшним угрозам».
С этой оценкой трудно не согласиться. «Большинство мусульманских журналистов, как и большинство российских мусульман, до последнего хотели верить в то, что взрывы – это не дело рук кавказских боевиков, - повествует Даниял Исаев. - Потому что каждый из нас осознавал, какой мощный удар нанесет данный факт по всему исламскому сообществу России, по мусульманской активности и всему тому, что мусульмане России кропотливым трудом выстраивали в последние годы. Оттого и комментарии всех мусульманских экспертов в первые минуты трагедии отражали уверенность, что за терактами стоят внешние силы».
После этих слов особенно трудно отделаться от ранее возникшего ощущения, что «мусульманские эксперты» сознательно лукавили. «Нежелание верить» (по-человечески вполне понятное) и трезвая экспертная оценка – совершенно разные вещи. Исаев ставит вопросы, но не дает ответов, тогда как они ясны: во избежание негативных последствий для всей российской уммы исламские религиозные деятели, политологи и журналисты для начала должны признать очевидное, а именно, истинные движущие силы террористов, перестав оплакивать «невинных обманутых девушек» и перекладывать ответственность на «социальное неравенство», «третьи силы», «ксенофобов» и так далее.
Пожалуй, единственным «мусульманским» материалом, поднимающим некоторые из этих вопросов с указанных позиций, стала аналитическая статья Диляры Ахметовой на портале IslamRF.ru. «Только сами российские мусульмане могут положить конец взрывам и убийствам, - убеждена автор. - Российское общество давно созрело до того, чтобы делегировать нам сию ответственную миссию, но мы упорно этого не замечаем и не хотим брать на себя ответственность». Осуждая попытки некоторых СМИ объяснить действия террористок «бытовыми историями в духе мыльных опер», Ахметова напоминает, что такой подход, как минимум, безответственен. «Люди, которые не знают, как относиться к терроризму, или его не осуждающие, «благородно» оставляющие террористов на суд Бога (как отец одной из взорвавшихся), люди, безразличные этой угрозе – это косвенные пособники, по убеждению ли, по незнанию ли», - констатирует она.
Отмечая негативную «тенденцию мусульман противопоставить себя остальному обществу», Диляра Ахметова предостерегает единоверцев как от «истерии на почве боязни репрессий со стороны остального общества», так и от равнодушия («оправдываться мы не обязаны, так как не виновны») и неторопливости в осуждении терроризма. Публицист призывает к «всеобщей, прежде всего, мусульманской мобилизации против радикализма и терроризма» .
Примером критикуемой в статьей Диляры Ахметовой недостаточной реации исламской общественности служит заявление «двадцати пяти мусульманских ученых мира» (в число которых, кстати, попали небезызвестные глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов и ДУМ Саратовской области Мукаддас Бибарсов). Его авторы осудили «преступные террористические акты, в особенности последние взрывы, направленные против наших братьев и сестер по Исламу и Адаму в Москве, Ираке и Дагестане» . «Ислам категорично подтверждает запрет на посягательство на человеческую жизнь, - заключают ученые из Сирии, Египта, России, Ирака, Ливана и других государств. - И никакие возможные притеснения не могут оправдать такие чудовищные преступные действия, и нельзя найти им шариатского обоснования». В заявлении нет ни слова о том, что терроризм и истинный ислам несовместимы, что убийцы отправятся в ад и т.д. Его авторы как будто не досказали самого главного.
Подобная половинчатость как минимум не усилит взаимопонимание между мусульманской и православной частями российского общества, а как максимум может привести в среднесрочной перспективе к ухудшению межконфессиональных отношений в России, поневоле усиливая давно наличествующую подозрительность по отношению к исламской умме.
Яна Амелина,
эксперт Центра евразийских и международных исследований КГУ
========================================================================
1 Руслан Курбанов. Взрывы в московском метро и отрыв Кавказа от России. Islam.ru. http://www.islam.ru/pressclub/analitika/vzrmusqaw/
2 Руслан Курбанов. Месть или многоходовка. Русский журнал. 29 марта 2010 г. http://www.russ.ru/pole/Mest-ili-mnogohodovka
3 Руслан Курбанов. От «Лубянки» до Кизляра. Настоящее время. 2 апреля 2010 г. http://gazeta-nv.ru/content/view/3912/109/
4 Руслан Курбанов. Эволюция «леса». Русский журнал. 12 апреля 2010 г. http://www.russ.ru/pole/Evolyuciya-lesa
5 Руслан Курбанов в программе «Эксперт»: Эволюция кавказского террора. Телеканал Russia.ru. 12 апреля 2010 г. http://russia.ru/video/diskurs_10133/
6 Деньга Халидов. Советы Хлопонину. Северный Кавказ. 14 апреля 2010 г. http://www.sknews.ru/main/34079-sovety-xloponinu.html
7 Рабочая группа ОП РФ по Северному Кавказу: «Борьба с террором невозможна без глубоких преобразований». ИА Regnum. 30 марта 2010 г. www.regnum.ru/news/1268463.html
8 Яна Амелина. Шахидки по любви. Русский дом. http://www.russdom.ru/node/2802
9 Даниял Исаев. Достаточно ли мы зрелы? Мусульмане России после Лубянки. Islam.ru. http://www.islam.ru/pressclub/analitika/dostzreli/
10 Диляра Ахметова. Кто победит терроризм? IslamRF.ru. 15 апреля 2010 г. http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/12371/
11 «Наши сердца вместе с жертвами и их семьями». Заявление 25 мусульманских ученых мира в связи с терактами. Islam.ru. 31 марта 2010 г. http://www.islam.ru/pressclub/tema/nawikar/