Протоиерей Александр Шаргунов - Ранняя ПАСХА

В этом году Пасха Христова приходит к нам рано — раньше праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в напоминание, что сроки сокращаются, и Второе Пришествие Христово — всеобщее воскресение — может наступить раньше, чем мы думаем. Или Господь спешит прийти к нам потому, что бывают такие скорби, когда утешить может только Пасха Господня.

 

4 апреля - Светлое Христово Воскресение

Прежде чем вступить в торжество Светлого Христова Воскресения, мы должны пройти через Страстную Седмицу и узнать, какой безконечно дорогою ценою дарована нам наша победа. Мы готовимся к ней сорокадневным постом и молитвой. Каждый день этой седмицы называется Великим и Святым. Со страхом и трепетом предстоя, как на последней исповеди, перед крестом и Евангелием, которое полностью читается в эти дни за богослужением, Церковь внимает всему, что совершает Господь, восходя к крестной смерти.

Великий Понедельник начинается с притчи о безплодной смоковнице (о ветхозаветной лжеправедности и новозаветном фарисействе), а за Литургией в этот день Господь говорит о тайне Суда, который совершается над Церковью уже сейчас.

Великий Вторник — последние злобные попытки врагов уловить Господа, и вновь напоминание о  кончине мiра и о последнем Страшном Суде. Великая Среда — помазание грешной женщиной драгоценным миром Господа и сговор Иуды с первосвященниками. Но главные  события начинаются с Великого Четверга. Верующий человек молит Господа, чтобы Он сподобил его принять в них участие. Потому что от этого зависит всё, что будет с каждым из нас здесь на земле и в вечности.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Великий Четверг с пасхальной трапезой и предательством Иуды являет самую великую тайну любви и тайну нашей свободы вырваться из объятий света и уйти в ночь. Тайну самой великой любви являет Христос, новый Адам, предлагая нам в Евхаристии не плоть, соединённую со смертью, но Своё Тело и Кровь, всегда оживотворяемые Святым Духом. Он открывает нам доступ к древу Креста, к истинному плоду жизни. Христос пришёл к людям как Воплощённая Любовь. От вечности Он един с Отцом. И теперь Он Един, как Человек, со всеми нами, с каждым из нас. Как Человек, Он весь устремлён к Отцу, Он Живой, Он Тот, на Ком почивает Дыхание Духа.

Вступив в пространство и время, Христос содержит и преображает в Своём человечестве всё пространство земли и всю историю: «Ибо в Нем и Им создана всяческая». Своим постоянным единением с Отцом, Своей непрерывной евхаристической самоотдачей, Христос — дар жизни Бога и наше приношение Богу. Ибо Его тело соткано из земли, в Его крови пульсирует жизнь всего мiра.

Отныне никто и ничто не может быть отделено от Него. Он разделяет сокровенно с каждым из нас хлеб страдания и вино радости. Отныне в Нём мы члены друг друга в самом реальном смысле, как пшеничные зёрна в хлебе. «Как этот хлеб, когда-то рассеянный по холмам, теперь стал одно, так да будет и Церковь, собранная от конец земли, в Царстве Христовом». Так молились первые христиане.

Мы не только собираемся вместе со всеми учениками Господними в Сионской Горнице вокруг Него. Нам дано будет за Литургией принять Его Тело, стать причастниками Его Света. Приобщиться Телу и Крови Христовой, полноте Божественной любви. «Как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас», — так исполнится молитва Господня о всех нелицемерно приступающих к Его Чаше.

Великий Четверг — тайна самой великой любви, но также и тайна свободы отвергнуть эту любовь. Всё предлагает Христос. Но всё может быть нами предано. Тайна предательства поставлена в Евангелии в самом сердце любви. Иуда оставляет место света. «Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13, 30). Почему это произошло с Иудой? «Он был вор», — говорит Евангелие. Вор Богом данного времени, ибо под предлогом деятельности во имя любви он презирает дары щедрой любви, всё отдающей красоты, той, которая была у жены, помазавшей драгоценным миром ноги Спасителя и отершей их власами своея главы. Вор Божественной силы, ибо Иуда искал, прибегая к помощи Божией, только своего, земного, и по объяснению некоторых святых отцов, он был связан с теми, кто стремился прежде всего к освобождению Израиля от римских оккупантов и утверждению на земле его власти. Он надеялся, что Христос совершит великое чудо, когда окажется перед необходимостью избавиться от иноземных врагов. Вор любви, ибо жадностью и скупостью, желанием немедленного успеха он попирает в себе любовь, о которой смиренно, как нищий, просит у него Бог, ставший человеком. «Се, стою у дверей и стучу».

Хлеб преломляется, вино изливается, Иуда уходит в ночь. Трапеза Тайной Вечери открывает путь ко Кресту. Но Крест утвердит полноту Христовой любви, Крест воз-жжёт Божественным пламенем то, что мы примем в Причастии. При условии, что каждый из нас станет Петром и на вопрос: «Любишь ли Меня?» ответит: «Господи, ты знаешь, что я люблю Тебя».

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Высшее сражение Господа нашего — в невыносимом соединении безконечной невинности и безконечной вины. Именно оттого, что Он был совершенной невинностью, эта безконечная вина, с которой Он отождествил Себя, и была для Него чашей, о которой Он молил Отца, чтобы она, если возможно, миновала Его. Она не миновала Его, и Он умер с воплем: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?».

Он пережил то, что впоследствии святые смогут пережить, восходя через мрак очистительных испытаний, которые предшествуют явлению пасхального света. Он должен был пережить этот ад настолько, насколько безконечная невинность могла его пережить. Он ощущал Лик Отца, отвернувшегося от Него, и ощущал всё враждебное Ему человечество, которое осудило Его на смерть и распяло Его. Он был в этих страданиях одновременно отвержением Неба и земли. Отринутый Богом, как Тот, на Ком вина всего мiра, и отринутый землёй, как безконечная невинность,: ни в чём не отделимая от Бога, распинаемая всеми, кто отверг любовь.

И в этом — суть страшных Крестных Страстей Христовых. От этого умер наш Господь. Он не умер от Своих ран, хотя они были жестокими. Он не умер от жажды, которая сжигала Его. Он умер внутренней духовной смертью, этим разрывающим соединением в Нём высшей невинности и безконечной вины. И в Евангелии от Иоанна мы слышим, как палачи удивляются, что Он уже умер — в то время как распятые рядом с Ним ещё продолжали жить.

Но именно от того, что Он умер этой внутренней смертью отождествления с нами, Господь наш не мог остаться во гробе. Наш Господь не умер Своей смертью, Он умер нашей смертью. Он не мог умереть, потому что, как говорит апостол Пётр, Он был «Начальник жизни». В Нём, Единородном Сыне Божием, не было ничего, что отделяло бы Его от Вечной Жизни. Смерть не могла найти ничего в Нём, чтобы проникнуть в Него. Смерть не могла найти ничего в Нём, что нуждалось бы в очищении, потому что Он был безконечно Живой. В Нём не было ни одной засохшей ветви, которую надо было бы отсечь. В Нём была Жизнь, всё в Нём было Жизнью, Жизнью Вечной. Потому что в каждой клеточке Его Существа была Божественная жизнь.

Подлинное чудо — в том, что Господь наш умер. И Он умер, говорит нам апостол Павел, нашей смертью, чтобы победить в нас смерть. Он умер смертью, чтобы быть до конца единым с нами. Он умер в нас смертью любви. Подлинное чудо в том, что Он умер, Он мог умереть только потому, что стал вторым Адамом, способным оживить всех и каждого в наших сокровенных глубинах, способным быть в нас Даром противостояния всем нашим отвержениям любви, способным взять на Себя всю нашу вину и, наконец, способным пройти через нашу смерть, чтобы победить её и соединить нас со Своим Воскресением.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

ВЫНОС СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

Мы миновали Великий Пост и Великую Пятницу, когда Солнце зашло от шестого часа до девятого. И мы достигли этого часа, где ночь и день медлят разлучиться. И мы не будем спешить оставить ночь.

Господь наш умер. И за пределами смерти невозможно ничего сказать, и невозможно ничего услышать. Здесь только Бог и Богородица, плачущая над бездыханным Телом, снятым с Крестного древа, обнажённым от славы, обнажённым как в первый день, в последний Его день на земле. Та, Которая родила Жизнь, принимает на Себя всю тяжесть смерти. И теперь Она ожидает в молчании. Она знает, как медленно совершается рождение. И что Божий пути — не наши пути. И что надежда — это как зерно, самое маленькое из всех зёрен, но способное сокрушить самые великие камни, которые закрывают двери гробов.

Будем учиться у Пресвятой Девы терпению и твердости. И будем помнить, что у праздников, и даже у Пасхи, может не быть подлинной радости, пока мы не достигнем вечного праздника.

Мы дошли до этого часа, до порога зари, и Церковь призывает нас не слишком быстро проходить через ночь. Ещё немного, и мы будем стоять победителями, и мы увидим восход Солнца.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ