Сергей Неподкосов - «Место лобное стало раем» (О символе черепа в христианстве)

 

Наряду с главным символом христианства – крестом – важнейшую роль в качестве знака смерти и воскресения играет череп (Адамова голова).

 

Голгофа, еврейское название площади в Иерусалиме, по евангельскому толкованию означает «место лба» («лобное место») (Матф. 27, 33; Ин. 19, 17). Такое объяснение давало основание предполагать, что здесь в большом количестве лежали черепа казнённых. Согласно другой версии, здесь указание на форму холма, своим видом напоминавшего человеческий череп, ведь евангелист Лука называет это место просто «череп», «лоб» (Лк. 23, 32). Наконец, существует древняя легенда, называющая этот холм местом погребения Адама.

Вполне вероятно, что Голгофа представляла собой скалистый холм, подобно человеческому черепу возвышавшийся на восточной стороне той площадки, которая была расположена на расстоянии 100 локтей от западной стороны Иерусалима. Трупы казнённых здесь могли потом переноситься в пещеру, которую имела в себе Голгофа подобно почти всем холмам в окрестностях Иерусалима. Таким образом, весьма естественно представлять и обилие черепов на лобном месте.

На Руси череп в качестве религиозного символа появился после распространения христианства, что было напрямую связано с его изображением под распятием. Согласно Священному Преданию, место для казни Спасителя Промыслом Божиим было выбрано как раз там, где покоились останки праотца Адама. Кровь и вода, истёкшие из рёбер распятого Христа – Нового Адама, и пролившись на кости ветхого Адама, чудесным образом омыли его от греха, что символически прообразовало сошествие Сына Божиего в ад и победу Его над смертью. В центре земли возвышается Крест, и жизнь добровольно соглашается пройти через смерть, дабы заставить её расколоться и сойти в небытие. «Смертию смерть поправ», – поёт Церковь в пасхальную ночь… Икона распятия представляет череп Адама у подножия Креста. В приделе Адама в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть надпись: «Место лобное стало раем».

С этим связано и особое отношение в христианстве к телу усопшего. Святая Церковь воздаёт подобающую честь и уважение самому праху умершего как освященному благодатию Божиею храму Святого Духа, которое некогда восстанет из могилы по звуку трубы Архангельской и разделит участь души в будущей вечной жизни. Православная Христова Церковь повелевает поэтому живым чадам своим благоговейно преклоняться перед останками всякого скончавшегося христианина.

Ветхозаветный пророк Иезекииль в своём видении был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И повинуясь приказу Господа, пророк заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости… И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла…» (Иез 37: 1–8).

Череп – весьма частая деталь на иконах и портретах христианских святых и кающихся грешников (к примеру, Марии Магдалины, апостола Павла, св. Иеронима).

Ритуал хранения черепов святых практикуется, в частности, в Афонском монастыре в Греции. По афонской традиции, преставившегося монаха заворачивают с головой в мантию и предают земле без гроба в день смерти. Через три года могилу раскапывают. Если тело не истлело полностью, её снова зарывают. Если же истлело, омытые кости переносят в костницу. Череп с написанным именем и датой смерти монаха ставят на специальную полку. Согласно афонским преданиям, белый цвет костей усопшего монаха, останки которого после трёх лет пребывания в земле выкапываются и омываются вином, свидетельствует о спасении его души и пребывании с Господом. Медово-восковой цвет бывает у черепов подвижников, стяжавших у Господа духовными подвигами особую милость.

Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. Между прочим, этот факт послужил одним из пунктов обвинения во время показательного судебного процесса, проводившегося в 30-е годы борцами с религией. Монахов обвиняли в том, что они убивали и грабили богомольцев в подземных лабиринтах, приводя в качестве «доказательства» черепа, сложенные в нишах.

В Киево-Печерской Лавре из черепов иноков выделяется миро − особая жидкость, в объяснении происхождения которой современная наука оказывается безсильной. Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. Время от времени они начинают источать особую благоуханную маслянистую жидкость, которой помазывают верующих. Возраст некоторых из этих черепов приближается к тысяче лет.

Во времена антирелигиозных гонений монастырь был превращён в музей-заповедник, и мироточение прекратилось. Однако в 1988 году, когда в честь 1000-летия Крещения Руси часть музея вновь была передана Православной Церкви, несколько черепов «ожили». В этот раз атеисты не могли обвинить священников в «обмане верующих», потому что факт мироточения был зафиксирован научными сотрудниками музея-заповедника. Состав жидкости был исследован в биохимической лаборатории Киевского мединститута. Экспертная комиссия во главе с профессором Юрием Хмелевским пришла к выводу, что она имеет дело с выделениями, присущими живому организму. По словам учёного, в исследованном образце были обнаружены высокоочищенные масла примесей белков, которые имеют органическое происхождение. Синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно.

По словам паломника, посетившего обитель святой Екатерины у горы Синай, «в этом монастыре на возвышении по правую руку от главного алтаря стоит небольшой и невысокий ковчег из белого мрамора, в котором заключены лежащие в безпорядке и перенесённые сюда с вершины горы Синай кости и голова блаженной девы и мученицы Екатерины. Прелаты монастыря с подобающей торжественностью, молитвами и благоговением открывают этот ковчежец перед пилигримами и показывают лежащие в нём святые реликвии. Старший чин с помощью специального серебряного инструмента с силой трёт кости и раздаёт появляющуюся – о чудо Господне! – из костей жидкость желающим, однако в малых количествах, ибо жидкость эта выступает из костей наподобие пота, а не сочится постоянно. Жидкость обладает особым ароматом, и она считается Божьим даром, ниспосланным благодаря святой Екатерине, и отличается от бальзама, масла и любой другой жидкости, ибо – а это достоверно известно – транцендентной природой обладает».

В 1987 – 1989 гг. во время археологических исследований в Антониевых пещерах Черниговского Болдиногорского Богородичного монастыря, с XVII cтолетия известный под названием Ильинский, или Троицкий Ильинский, был зафиксирован древний и редко встречающийся на территории Древней Руси христианский погребальный обряд, суть которого заключалась в эксгумации (повторном вскрытии) останков погребённого с последующим перемещением их на постоянное хранение в специальное помещение – костницу. До настоящего времени на территории монастыря обнаружено и исследовано три подобных памятника.

Наиболее интересным из них является кимитрия, расположенная на втором ярусе Антониевых пещер, в пространстве между подземными храмами Феодосия Тотемского и Николы Святоши. В одной из вырубленных площадок подземелья обнаружено прямоугольное погребальное углубление с тремя человеческими скелетами, захороненные один над другим через определённые промежутки времени.

Комплекс «Пещеры Иова» был исследован в 1995 году. Он находится по соседству с основным комплексом Антониевых пещер. Камера заполнена землёй с большим количеством человеческих костей и черепов, среди которых обнаружены фрагменты древнерусской керамики и плинфы, керамической поливной плитки, обломки стекла и фрагмент донца стеклянного сосуда. Показательно, что кости располагались горкой в центре помещения, а черепа – вдоль её стенок. При осмотре камеры на её восточной стороне обнаружено граффити в виде равностороннего креста.

По результатам раскопок можно говорить о двух этапах существования памятника. Первый: конец XI – начало XII века, когда подземелье служило местом обитания монаха-анахорета. Второй: вторая половина XII – начало XIII века, когда после некоторого периода запустения в заброшенной келье сформировалась костница. Эта погребальная традиция ведёт своё прямое происхождение с Афона. Сходным образом в Чернигове монаха после смерти клали в яму со срубом, где тело лежало некоторое время, до полного истлевания мышечных тканей. После этого кости помещали на материковое возвышение, раскладывая по нишам.

Возможно, черепа некоторых монахов помещали в обнаруженные в стенах маленькие ниши. Также находит аналогии на Афоне и топографическое расположение костницы. Её местонахождение перед северным входом в Ильинскую церковь и возможное соединение с ней деревянной галереей говорит о том, что и воспринималась кимитрия как находящаяся «под основанием церковным».

Подобные пещерные усыпальницы можно встретить и в Палестине. Способ погребения, бытовавший у палестинских монахов, описан на примере Лавры Святого Саввы Освященного: «Против часовни гроба св. Саввы, к северу от неё, находится великая пещера – общая братская усыпальница; высечена она в скале под землёю, и вход в нее прикрыт большою плитою. Пещера эта тройная: в одной устроен придел во имя святого Николая, в другой – также предел в честь пострадавших в Лавре отцов, а третья служит общей усыпальницею. Когда кто-либо из братии умирает, то его тело относят в усыпальницу и кладут на каменное ложе, где и оставляют лежать до следующего покойника, тогда спускаются опять в усыпальницу и если первый покойник уже совсем разложился, то обмывают его кости, служат над ним панихиду и ссыпают их в особую тут же пещеру-усыпальницу, а череп кладут отдельно на каменную полку».

Другая показательная находка была открыта в 1986 году на черниговском детинце во время исследования кладбища XI – XII веков вблизи церкви-усыпальницы, построенной Владимиром Мономахом в 1070 – 1080 гг. Небольшая по размерам, она была двухэтажной, причём первый этаж играл роль крипты-усыпальницы. По всей видимости, впоследствии она стала монастырским храмом, что косвенно подтверждается наличием обломков кирпича-плинфы или дикого камня, зафиксированных в ногах и головах погребенных. В северо-восточной части некрополя обнаружено 54 черепа, сложенных горкой в 4 – 5 ярусов.

По словам преподобного Ефрема Сирина: «Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнажаемые от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета? Где доброзрачность ланит? Размышляя об этом, откажемся от плотских вожделений, чтобы не быть нам постыжёнными в общее воскресение мёртвых».

В сакральном смысле значение смерти для христианина замечательно описал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Хочешь ли переносить скорби с легкостью и удобством? – Смерть за Христа да будет вожделенна тебе. Эта смерть да предстоит непрестанно перед очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщвляй себя отвержением своей воли и отвержением самооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавой совестью ветхого человека; умерщвляй себя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит, что мы должны быть всегда готовы с радостию и веселием умереть за Христа…»

Таким образом, череп вошёл в христианскую символику как символ жертвенного искупления грехов во имя грядущего спасения через Воскресение. Христиане полагают, что Голгофа находилась в центре мiра, представляя собой вершину мiровой горы и то место, где Адам был не только похоронен, но и сотворён изначально. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15, 45). Череп изображён не только на распятиях в христианских храмах, но и на нательных крестах, и на облачениях схимников – монахов, принявших сугубый постриг, как бы заживо легших в гроб, дабы возродиться из него к жизни вечной.

Сергей Николаевич НЕПОДКОСОВ