Виктор Тростников - Ульянову сто сорок. А сколько Ленину?

 

22 апреля 1870 года, 140 лет назад родился Владимир Ильич Ленин (Ульянов), политический деятель, организатор большевистской партии, основатель советского государства

 

 

Вопрос, вынесенный в заголовок, далеко не прост. Вы скажете: ну что тут сложного - надо только установить дату принятия Владимиром Ильичей этого псевдонима, вот и всё. А установить просто, хотя бы с помощью интернета. Паспорт умершего пошехонского помещика Николая Егоровича Ленина был передан его детьми, сочувствующими революционерам, будущему вождю мiрового пролетариата в начале 1900 года. Так что у Николая Егоровича Ленина нынче тоже юбилей. Но этим проблема вовсе не закрывается: надо ещё разобраться в том, простирается ли безсмертие Ленина, о котором пели, что он «всегда живой», на прошлое, и если простирается, то на какой отрезок времени? Не получится ли, что Ильичу куда больше ста десяти и даже ста сорока лет?

Маяковскии свои рассказ о Ленине начинал с зарождения капитализма. Гудки первых паровозов возвещали у него о грядущем могильщике царства эксплуатации: Ленин, ещё безымянный, уже тогда «витал» над Россией в виде призрака. Значит ему триста лет? Не факт. Четырнадцатая глава книги пророка Даниила намекает, что дату рождения Ленина следует отодвинуть в прошлое более чем на две тысячи лет. Пророк рассказывает, что у вавилонского царя Кира был любимый идол по имени ВИЛ, помещённый в специальное закрывающееся на ночь помещение, и множество жрецов утверждали, будто ВИЛ жив и будет жить вечно. В доказательство тому они днём вносили в камеру идола большое количество съестных припасов и вина, а утром показывали царю пустой стол — дескать, он всё съел и выпил. Пророк Даниил разоблачил хитрых жрецов, сделавших в помещении подземный ход, и царь их казнил. Читая этот текст, вспоминаешь о языческом мавзолее на Красной площади, уверениях советских идеологов о том, что лежащая в нём мумия безсмертна. Подобно языческим жрецам, и материально процветают идеологи культа этого персонажа, начальные буквы имени, отчества и псевдонима которого образуют аббревиатуру ВИЛ. Такого рода ассоциации окончательно запутывают нас в определении истинной даты рождения Владимира Ильича Ленина.

Чтобы внести ясность, нужно уяснить, какое объективное содержание мы вкладываем в слово «ленин». Что это — метафизическое понятие, художественный образ, или имя конкретного человека?

Точнее всего будет сказать, что «Ленин» — это символ. Что же он символизирует в России? Единого ответа тут быть не может — наполнение этого символа конкретным смыслом в разные периоды нашей истории было разным. От Октябрьской революции до конца 30-х годов фигура Ленина представлялась народам России как нечто грандиозное. В глазах большинства это был величайший из людей всех времён и народов, земное божество. Тогда так и пели: «Эх, яблочко, сверху зелено, нам не нужно богов, нужно Ленина!».

В конце 30-х громадные масштабы обрела и фигура Сталина, но во многом благодаря тому, что Иосиф Виссарионович воспринимался всеми как верный ученик и соратник Владимира Ильича. Примечательно, что уникальным гением Ленина считали тогда все слои населения, интеллигенция даже преимущественно. Более всего он символизировал собой почему-то силу интеллекта.

Когда в 1924 году Ленин умер, не реализовав до конца программу мiровой революции, путь к реализации которой, как полагали, был известен только ему одному, тут же возник фантастический план прочесть его мысли, расшифровав содержание мозга Ильича, а затем уж разрушить «мiр насилья» окончательно. Для этого в специальной лаборатории на улице Обуха стали резать мозг Ленина на микронные листочки и с помощью микроскопа разгадывать смысл проступающих на них при воздействии химических реагентов узоров. Так лингвисты разгадывают до сих пор письменность древнего американского племени майя. Заметьте, что это делали абсолютно серьёзно, на такую работу много лет отпускало государство неограниченные средства. Жрецов нашего «ВИЛа», кормившихся такого рода деятельностью, не смущало даже то обстоятельство, что мозг Ленина из-за болезни — прогрессивного паралича, от которого он и скончался, — высох, был не более грецкого ореха.

Конечно, подобного гипертрофированного, безумного культа ленинского разума не могло возникнуть, если бы ещё ранее не распространился культ человеческого разума вообще. Этот культ проник в наше общественное сознание в середине XIX века и к его концу стал господствующим. Пришёл он к нам, как и все разрушительное для России, с Запада, где публично был провозглашён во время Французской революции новой религией. То было время торжества рационализма, получившего богословское обоснование в учении Лютера, философское — в системах Декарта, Лейбница и Гегеля. Именно против того, чтобы перенимать у западных соседей рационализм, больше всего возражали славянофилы. Они «как в воду глядели», предчувствуя, что для нас, доверчивых, не выработавших к рационализму иммунитета, он куда опаснее, чем для Европы.

И вправду, культ разума перешёл всякие границы разумного в России, довёл нас до полного абсурда, что и продемонстрировала история с мозгом вождя.

Но почему олицетворением мощи людского разума стал у нас именно Ленин? Были ли для этого объективные основания? Убеждали ли в этом ленинские тексты, говорили ли они о том, что написаны гением? Конечно же, нет. Народ вообще не читал работы Ленина, считая их слишком сложными, и эта мнимая сложность только увеличивала уважение к автору. Некоторые слои интеллигенции почитали своей священной обязанностью иметь на книжной полке собрание сочинений Ленина и время от времени заглядывать в его тома, но не с целью критического анализа, а для того, чтобы «напитаться мудростью». И если там что-то было непонятно, читатель обвинял самого себя: я, дескать, ещё не дорос до понимания гения. Проверять правильность Ленинских высказываний было кощунством — они априори предполагались истинными. Это значит, что доверие к рассуждениям Ленина основывалось не на рассуждениях, а на чём-то другом, что было нам тогда очень дорого и связывалось в нашем сознании с его именем. Что же это было?

Самым дорогим, даже безценно дорогим была для нас в то удивительное время мечта. О чём? Точно ответить на этот вопрос невозможно — мечта эта была довольно расплывчатой. В ней фантазирование и о материальном благополучии (заходишь в магазин и берёшь всё безплатно), и о полной свободе (государство отомрёт), и о справедливости (каждому по его потребности), и главное, о братстве всех людей. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! На первый взгляд какая-то мешанина, но, всмотревшись пристальнее, начинаешь понимать, что эти разношёрстные мечты суть наивные выражения устремления русской души туда, где «несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь безконечная», т.е. к Царству Небесному.

Обретение этого Царства и при советской власти, даже у атеистов, оставалось подсознательной заветной целью русского, православного в глубине сердца, народа. На рубеже XIX и XX веков большая часть российской интеллигенции не могла уже верить в существование Божьего Царства Евангелия, ибо поверило в атеистическую европейскую науку. И перед ними встала жизненная необходимость как-то совместить исходящий от ума материализм с исходящим от сердца желанием попасть в рай. А когда возникает какая-то социальная потребность, обязательно появляется человек, который находит способ её удовлетворить.

Нашёлся он и в России, и это был Ленин. Выступая от имени науки, делая вид, будто он опирается только на разум, Ленин объявил, что обрести рай вполне возможно, оставаясь материалистом. Просто этот рай надо сделать материальным. Как это осуществить, по словам Ленина, указал ещё Маркс, назвавший земной рай коммунизмом. Сама схема совмещения холодного расчёта и пламенной мечты была столь пленительной для раздираемой противоречиями России, что никто не стал скрупулёзно исследовать, верна ли схема и что в результате на самом деле получится?

Ленину легко удалось всех обмануть, потому что все были обманываться рады. И потому он был провозглашён величайшим из смертных. А величие человека по тогдашним понятиям в первую очередь проявлялось в его уме, поэтому Ленин был провозглашён и самым умным. Именно «кремлёвского мечтателя» в первую очередь увидел в Ленине посетивший его Герберт Уэллс. Любовь к его мечте вызвала в нашем народе любовь к нему.

Это — о 20-х и 30-х годах прошлого века. А что же такое Ленин для нашего времени? Актуальность его наследия сегодня равна нулю: политические прогнозы не сбылись, философские сочинения при внимательном рассмотрении оказались безграмотными, мечта о коммунизме — так и осталась мечтой. И тем не менее эта вполне заурядная личность совершила такие тектонические сдвиги в истории, которые потрясли мир и изменили ход её.

Если всё-таки отделить этого человека от всего того, что он символизирует, то о нём можно сказать совершенно определённо, что он родился в Симбирске сто сорок лет назад и до 1900 года носил фамилию Ульянов, а потом поменял её на кличку Ленин.

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ