Праздник Сретения — праздник встречи с Господом и с Божией Матерью. Кто сподобляется этой встречи? О старце Симеоне сказано в Евангелии, что он был праведен и благочестив. Праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно связано с другим, и ничто не может быть за счёт другого.
15 февраля - Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Он «чаял утехи Израилевой» — жил ожиданием утешения Израиля, то есть пришествия Мессии. Христос не только даёт утешение, Он — само это Утешение. И всякое подлинное неложное утешение совершается по дару Христа.
Господь долго шёл к нам — веками — и долго не приходил. И те, кто хранил веру в Него, ожидали Его Пришествия. Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло.
Мы часто говорим: единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлучённым с Ним и навсегда разлучённым от других людей. Ад — это то место, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь даёт не так, как мы хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь, — встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим даётся увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что каждое слово Писания, которое о Нём возвещает, всё, что говорит о Нём Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но если кого-то не сподобляет Господь этой встречи, он должен ждать. И должен учиться быть праведным и благочестивым. Сколько бы времени ни прошло, преодолевая все скорби, все испытания этим святым ожиданием, этой верою, что Господь никогда не обманет. Никто из людей, поверивших обещанию Слова Божия, не был посрамлён в своей надежде. Господь исполняет всё и даёт безконечно больше, чем мы ожидаем принять от Него: «Око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).
Не просто святое отвержение этого мiра, лежащего во зле, даёт нам видение «спасения, которое Господь уготовал пред лицем всех людей». Но и то глубокое исповедание, которое приносит в своих писаниях преподобный Силуан, когда непрестанно говорит, что прекрасны звёзды и облака, и солнце, и цветы, и поля, сотворённые Господом, но «скучает душа моя о Господе, и ничего не желает видеть, пока не увидит Христа, Которого она увидела однажды». Если бы все богатства, вся красота, все знания были даны человеку, он всё равно ничем никогда не может утешиться, пока снова не встретит своего любимого Господа.
И для того, кто сподобился увидеть Христа, каждый человек становится самым дорогим и единственным. Таким, каким он является для Христа, ради которого Бог сотворил мiр, ради которого Он стал человеком. Для того, чтобы встретиться с этим человеком, Он прошёл скорбный путь на земле, принял Крестные Страдания. Он воскрес из мёртвых, чтобы мы все увидели Воскресение Христово, и увидели Живого Воскресшего Христа, и не разлучались с Ним вовеки.
Праздник Сретения открывает нам, что только те могут мужественно, без всякого страха смотреть в лицо смерти, кто сподобился по дару Христа увидеть Его. «Смерть грешника люта», а кончина праведника благословенна, трижды благословенна. Праведный Симеон, принимая, хвалит, благословляет, благодарит Бога за то, что Он сподобляет его этого дара смерти, который для него является высшею радостью, открывающейся за её пределами. Всем своим существом он устремляется туда, где Христос, вечно Живой, Победитель смерти. И мы видим, что свет Воскресения Христова уже приоткрывается святому праведному Симеону, когда он принимает на свои руки Богомладенца Христа.
Это происходит в храме Божием. Он приходит туда по внушению Духа Святого в час, когда Пречистая Божия Матерь и святой праведный Иосиф Обручник совершали там положенное по ветхозаветному Закону приношение. И Святая Церковь говорит нам: «Кто хочет уввдеть Христа, тот пусть приходит в храм Божий — там Господь и Божия Матерь встретят его». Чтобы сподобиться нам этой встречи, мы должны неотступно исполнять всё, что заповедует нам Христос, в том числе в отношении храма Божия. И кому будет дана благодатная встреча в храме, тот будет со всех ног бежать на каждое богослужение. Он узнает, что нет другого такого места на земле, где эта радость может быть нам столь щедро дана.
Мы празднуем встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришёл в мiр, чтобы осветить всех, «во тьме и тени смертней сидящих». Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2, 28—29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня — и здесь, на земле, и в безмерной вечности.
Но запомним, уходя из храма, что эта слава, эта радость даётся нелегко. Как говорит нам Слово Божие: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Нет ни одного человека, с кем не хотел бы в радости встретиться наш Господь. И те, кто уже погребён грехами, могут внезапно обрести избавление во Христе. И те, кто погибает в горе и отчаянии, могут в Нём найти всепревосходящее утешение. И эти слова — «Сей лежит на падение и на восстание многих», — может быть, относятся одновременно к одним и тем же людям (Лк. 2, 34). Может быть, те, кто не может удержаться от падения, получат от Господа дар восстания. Они пали, как говорит апостол Павел, чтобы снова восстать (Рим. 14, 4). Но мы знаем, к сожалению, и другое. Мы знаем, что многие в Израиле, устремившиеся к падению, исполнились ярости против Господа и соблазнились.
Нет больше для нас радости, чем знать, что для многих Христос — жизнь с избытком. о нет и больше печали — не должно быть большей печали — чем видеть, что многие бегут от Его Креста как от напоминания о смерти. И Он есть «знамение пререкаемое» (Лк. 2, 34), когда одни восхищаются Им, преклоняются пред Ним, а другие пререкаются с Ним, как свидетельствуют пророчества. «Очи многих будут на Нем и уста многих будут против Него».
И здесь «открываются помышления сердец»: сокровенная устремлённость умов и сердец человеческих к правде и истине откроются объятиям Христа, отдавая себя Ему; и скрытая глубокая порча в человеке, упорное предпочтение греха заповеди Божией откроется враждой против Христа и войной против Него. Бог судит людей за помышления сердечные о Христе — жизнь в наших сердцах или в них смерть? Слово Божие судит намерения и помышления сердечные.
Мы живём во времена, когда торжествуют смерть и диавол, но над миром всё яснее проступает Крест Христов, как проступает он над Сретением в храме. И оружие скорби пройдёт Пречистую душу Божией Матери, когда Она увидит, какою ценою даётся радость принятия смерти праведному Симеону — когда, стоя у Креста Своего Божественного Сына, будет свидетельницей Его страданий и смерти.
И всякий, кто хочет быть близким ко Христу, кто хочет обрести встречу с Ним, не сможет избежать этого. Чем ближе человек ко Христу, тем больше его страдания и тем больше радость. И эта радость растёт, пока не встретятся навеки — в радости Пасхи вечной Живого Христа Воскресшего, в ничем не разрушимой любви — Бог с человеком и человек с человеком.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ