Уже не единожды в отечественной истории мы наблюдали хирургическое вмешательство реформаторских инициатив в сложившуюся культуру и практику хозяйствования. Реформаторство, нередко носившее имитационный и безсодержательный характер, приводило к уничтожению устоявшихся хозяйственных и межчеловеческих отношений, что само по себе не гуманно и архаично.
К примеру, крах социалистической системы при всех возможных её минусах, связанных с чрезмерной бюрократизацией, подавлявшей творческую энергию людей, повлёк за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Трагическое свёртывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обезкровило промышленные предприятия и лишило их всяческих возможностей хотя бы сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии.
Выжить удалось, в основном, примитивным видам деятельности, не обременённым сложными кооперационными связями. Но и те в нестабильные 90-е гг. XX века испытывали нехватку ресурсов: материальных, технических, человеческих. Высвободившаяся, вместе с тем, предпринимательская энергия людей не была направлена в конструктивное русло производства общественно полезных благ или достижения социально значимых целей. Она стала питательной средой для обогащения за счёт присвоения общенациональных богатств. Попытки же собрать в единый кулак растерянный производственный потенциал были минимальны.
Сегодня, когда Россия, несмотря на колоссальные потери, окрепла, встала на ноги и заговорила на равных с ведущими странами мiра, стало понятно, что она решительно настроена на то, чтобы занять своё, достойное место в мiровом разделении труда. И не в унизительном статусе донора сырьевых ресурсов, а в качестве крупнейшей мiровой экономики с высокотехнологическими производствами и разветвлёнными народнохозяйственными связями. Не может не обнадёживать тот факт, что избранный путь инновационного развития экономики Россия намерена проделать не в одиночку, а в составе сильного работоспособного регионального Таможенного союза. Такой подход даст нашей экономике максимальный экономический эффект за счёт устранения излишних таможенных барьеров, расширит рынок сбыта продукции наших предприятий, позволит вести согласованную с основными торгово-экономическими партнёрами политику в отношении других стран и группировок.
В этом направлении уже проделана колоссальная работа, результаты которой становятся фундаментом общего евразийского экономического дома. Создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС, которая родилась за считанные годы, в то время как тот же Европейский союз строился десятилетиями. Впрочем, быстрота принятия решений и наличие на это политической воли руководителей Белоруссии, Казахстана и России не сказались на качестве документов. Финальная их редакция не вызвала ни у кого претензий и замечаний. Пакет основополагающих документов был принят президентами трёх стран на заседании Межгосударственного совета (высшего органа Таможенного союза) Евразийского экономического сообщества в Минске. Утверждены Единый таможенный тариф, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками в торговле с другими странами. Полномочия по осуществлению этих основных видов госрегулирования внешней торговли переданы Комиссии Таможенного союза — первому в постсоветской истории наднациональному органу.
На заседании Межгосударственного совета (на уровне глав правительств) в Петербурге одобрены важнейшие соглашения, необходимые для полноценного функционирования общей таможенной территории. Документы, подписанные президентами и премьерами, установили правила ведения внутри её торговли, а также взаимоотношения с третьими странами. Это означает, что будет существовать единый рынок с добросовестной конкуренцией, достижимой за счёт предъявления повышенных требований к качеству и стоимости продукции. Вместе с тем, белорусские, казахстанские и российские предприниматели будут защищены от давления импорта тех товаров, которые в достаточном количестве присутствуют на внутреннем рынке.
С 1 января этого года в наших трёх странах уже стали действовать Единый таможенный тариф, общие правила нетарифного регулирования, включая порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. А с июля вводится в действие Таможенный кодекс и переносятся на внешнюю границу таможенный и другие виды контроля со взаимным признанием разрешительных документов.
Жизненно важной является и выработка механизма отношений, позволяющего нашим государствам на основе взаимного доверия распределять импортные пошлины. Стороны договорились о том, что поступления от взимания импортных пошлин — вне зависимости от страны назначения товара — будут аккумулироваться в «общем котле», а потом распределяться внутри «тройки» по согласованному макроэкономическому критерию. Такой подход — свидетельство стремления стран-участниц союза к устранению любых поводов к взаимному недоверию в связи с бюджетными интересами и пересмотру торговых и экономических отношений. Этому должно способствовать и ведение соответствующих счетов в казначействах наших трёх государств со скрупулёзной ежедневной выверкой поступающих и перечисляемых средств.
Так что появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Это означает также существенное снижение издержек при производстве товара, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта.
В человеческом смысле этот союз поможет повысить доверие друг к другу, искоренить любые антагонистические настроения, упрочить связи.
У каждого времени свои отличительные черты. Как говорится, «время разбрасывать камни и время собирать камни». Мы подошли к той черте, когда разбросанные по отдельным «квартирам» участники единого экономического целого осознали, что сосуществование в евразийском доме повышает привлекательность и конкурентоспособность экономик, устраняет пагубные барьеры и ограничения, воссоздает потенциал и способствует дальнейшему росту и развитию. Прежде всего, на благо людей, расширяя наши экономические и гуманитарные возможности.
Сергей Юрьевич ГЛАЗЬЕВ,
академик РАН