21 февраля 1835 года, 175 лет назад родился Михаил Осипович Микешин, выдающийся русский художник и скульптор
Имя этого скульптора почему-то мало кто из нынешних обывателей знает, а между тем, он один из самых выдающихся скульпторов России. Почти все его главные творения прошли сквозь войны, революции, перестройку и тем не менее остались символами державы. Назову лишь три из них, известные каждому жителю Русского государства, всякому образованному человеку или заезжему туристу: величественный памятник Екатерине II на Невском проспекте северной столицы Санкт-Петербурга, памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева — матери, а теперь — мачехи городов русских, и памятник 1000-летию России в Великом Новгороде, который совсем недавно отметил своё 1150-летие.
Михаил Осипович Микешин родился 21 февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии, близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился по классу батальной живописи под руководством Б.П.Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил её, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившаяся у него в годы учёбы романтическая способность трактовки патриотических тем привлекла к нему внимание Царской семьи, и Микешин был приглашён обучать рисованию Великих княжён. Талант и богатое романтическое воображение помогло ему выиграть в 1859 году художественный конкурс на выполнение проекта памятника в честь тысячелетия Государства Российского.
Памятник Микешина — это грандиозный колокол, увенчанный сферой с крестом, т.н. «державой», знаменующей царскую власть; в среднем и нижнем ярусах его исторические фигуры: монархи и их приближённые, политики, деятели культуры, вошедшие в историю России: Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, Глинка и другие.
Представьте себе памятник, который изваял бы сегодняшний приближённый «ко двору» скульптор... Поместил бы он на нём рельефные фигуры наших замечательных современников — Белова, Распутина, Астафьева, Свиридова? Сомневаюсь...
Замысел Микешина воплощали его учитель И.Н. Шредер, А.М.Опекушин (позднее создавший памятник А.С. Пушкину в Москве), М.А.Чижов, Р.К.Залеман, А.Л.Обер и другие ваятели. Материалом торжественно открытого в 1862 году монумента «Тысячелетие России» стала звонкая бронза. Композиционно переусложнённый памятник не раз подвергался острой критике, но прочно вошёл в летопись русского искусства как один из самых значительных монументов романтического историзма, созданных в XIX веке. И теперь толпы экскурсантов приходят к нему, обходят его со всех сторон, любуются выразительными скульптурами, вспоминают историю, гордятся своим Отечеством, породившим столь грандиозные фигуры.
Памятник «Тысячелетие России» принёс Микешину славу выдающегося русского ваятеля. Со времени его открытия он, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах монументальной скульптуры. Им созданы проекты памятников: Императрице Екатерине II (поставлен в Петербурге в 1873 году на площади Александрийского театра, модели его — в музее Александра III и в Царскосельском дворце); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу; адмиралу Грейгу, "Победам черноморского флота" и матросу Шевченке — в Николаеве; адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину — в Севастополе; Богдану Хмельницкому—в Киеве; Императору Александру II — в Ростове-на-Дону; Ермаку — в Новочеркасске; Императрице Екатерине II — в Екатеринодаре; Минину — в Нижнем Новгороде и многие другие.
Он создал массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского в Суздале, исполнил фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 году, к своему 35-летию, получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и как остроумный карикатурист. Особенно выделяются его иллюстрации к повести «Вий» Гоголя и к «Кобзарю» Шевченко.
Сколько же славных имён и зримых символов оставила нам в наследство Русская Держава!
Александр Александрович МОСКАЛЁВ