Людей, особенно преуспевших в духовном делании, именуют святыми, а особенно преуспевших в общественно-исторической деятельности называют великими. Как правило, святых не называют великими. Прп. Мария Египетская ходила по воде как по суху, но не повлияла на ход истории, а Юлий Цезарь был великим политиком, но весьма далёким от святости.
1 февраля - 1620 лет со дня кончины преподобного Макария Великого
Однако бывают и случаи совмещения двух ипостасей; одним из самых ярких тому примеров служит знаменитый молитвенник и чудотворец IV века прп. Макарий. Церковь присвоила ему титул великого, имея в виду его вклад в христианское богословие, но этот эпитет можно понимать и в том смысле, в каком понимаем его мы, говоря о Юлии Цезаре, — признание за ним существенного воздействия на развитие земного, мiрского жизнеустроения европейского человечества. Самое удивительное в том, что это воздействие его началось с фразы, которую он произнёс после погребения своей жены: «Внимай и имей заботу о душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь». И в Евангелии сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Прп. Макарий постоянно думал о смерти и своей посмертной участи. И «приложилось» ему то, что он стал одним из великих людей, изменившим жизнь миллионов.
Вспоминая сегодня прп. Макария Великого, мы, вопреки традиции, не будем фокусировать внимание на святости, стандартном житии преподобного: посте, бдении, молитве, смирении, борьбе с бесами, чудотворениях... Давайте попробуем осознать его историческое значение. Кого можно назвать исторически значимой фигурой? Вы скажете, того, кто оставил след в истории человечества, послужил людям. Но послужить просто «людям» или «человечеству» невозможно, ибо эти понятия слишком расплывчаты. Человечество состоит из отдельных больших сообществ, называемых цивилизациями, поэтому служение может осуществляться через служение лишь одной из них. А преподобный Макарий не просто служил своей христианской цивилизации, перевернувшей мiр, но был одним из её основателей.
Семена этой цивилизации были посеяны сошедшим на землю Богом Словом, и созданной Им Церкви предстояло вырастить из них могучее плодоносное древо. Эта огромная и требующая вдохновения самоотверженности работа была выполнена в пять этапов, и христианская цивилизация сформировалась лишь к концу последнего из них. Перечислим эти этапы.
Первый — патетика. Это было время такой пламенной веры и такого духовного подъёма первых христиан, крестившихся непосредственно у учеников Христа — апостолов, какого потом не было уже никогда. Для них действительно отверзлось небо, и единственной мечтой их было скорейшее соединение со Сладчайшим Иисусом. Этим людям не были нужны какие-либо богословские теории, Сам Святой Дух руководил их поведением. Этот предельный накал религиозного чувства длился примерно до конца II века.
Второй этап — апологетика. Вначале образованные римляне относились к христианам как к диким суеверным сектантам. Но со временем наиболее умные из них стали задумываться о причинах необыкновенной преданности этих странных людей своей вере и готовности принять за неё мученическую смерть. Они изучали их жизнь и, быстро убедившись в том, что рассказы, будто христиане отравляют колодцы, пьют человеческую кровь и поклоняются ослиной голове, являются чудовищной клеветой. Они стали защищать христиан от местного начальства и даже самого кесаря.
Третий этап — экзегетика. Так называется искусство толкования Библии. Его основание заложили александрийские философы, самым знаменитым из которых был Ориген. Внимательно изучив Священное писание, они обнаружили в нём бездну премудрости, о которой стали говорить своим читателям.
Четвёртый этап — догматика. К началу IV столетия римское язычество было уже обречено, и последнее гонение на христиан императором Диоклетианом — это агония. В преддверии легализации и широкого распространения новой религии в империи, необходимо было выработать ясное изложение того, в чём состоят её теоретические основы. В кратчайшей форме это было сделано в Символе веры, принятом Церковью в 325 году.
Решающую роль в создании богословия Троицы сыграл свт. Афанасий Александрийский. Теперь огромная масса принимающих поддерживаемую императором религию римских граждан более или менее представляла себе, во что им надлежит верить. Но этого ещё не было достаточно для появления на земле христианской цивилизации. Цивилизация характеризуется не догматикой, не отвлечёнными понятиями о Боге, мiре и человеке, а шкалой ценностей, мiровоззрением и вытекающим из него образом поведения принадлежащих к ней людей; она познаётся не по тому, во что они теоретически веруют, а по тому, как они живут. Для возникновения новой цивилизации, или, как говорил Данилевский, нового «культурно-исторического типа» необходимо было, чтобы широкие массы римского населения научились видеть окружающее по-христиански, по-христиански мыслить и чувствовать, и главное — по-христиански жить. Кто мог их научить этому?
Казалось бы, о чём тут спрашивать — ведь им было дано Евангелие с его заповедями. Но мы прекрасно знаем, что дело не только в тексте, но и в том, как человек его прочитывает — в самом Евангелии говорится о людях, которые имея уши, не слышат (Мк. 8,18). Могли ли правильно услышать эту книгу вчерашние язычники? Для них она прежде всего рассказ о жившем 300 лет назад великом чудотворце. Его слова, адресованные современникам, воспринимались как слишком возвышенные, чтобы им можно было следовать в суровой действительности...
Для того чтобы они стали общепринятым руководством к действию, римскому обществу нужно было пройти пятый этап своего христианского развития, который можно назвать педагогикой. Евангелие необходимо было преподать народу не только как святыню, перед которой надо испытывать благоговение, но и как инструкцию «по технике безопасности», помогающую благополучно перейти «минное поле», называемое жизнью. Этот прагматический аспект христианского учения, которое, помимо прочего, есть свод полезных советов о том, как жить, могли вполне оценить лишь те, кто испытали его действенность на себе самих. В их числе был и прп. Макарий Великий. Конечно, к ним, как и к апостолам, Бог мог бы обратиться со словами.- «Не вы меня избрали, а я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Историю творит Бог, но творит Он её через людей, которых Сам и избирает, ставя каждого на своё поприще. Поприще прп. Макария имело поистине великое значение, отсюда и присвоенный ему Церковью эпитет. По велению Святого Духа он приступил к дерзновенному эксперименту: учить людей относиться к евангельским заповедям не как к иносказаниям, а как к конкретным предписаниям, которые надо исполнять буквально. Например, всерьёз воспринять совет Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29).
Огромной силой воли должен обладать человек, чтобы справиться с этой задачей до конца, но прп. Макарий оказался именно таким человеком. Однажды он вернулся к своей келье и увидел у её дверей вора, нагружающего на осла украденные у него вещи. Каждый из нас догадается, какое побуждение было у него в первый момент, но первый момент прошёл, и преподобный начал помогать грабителю навьючивать осла.
И что же стало результатом этого? Именно душевный покой, постоянная радость жизни, отменное здоровье (прп. Макарий дожил почти до 100 лет), чудотворения, даже воскрешения мёртвых. Преподобный был награждён этими дарами и посчитал своим долгом поделиться «рецептами» христианского поведения со всеми желающими. Он написал назидательные творения, количество переизданий которых за полторы тысячи лет не поддаётся подсчёту (на русский язык они переводятся с XVIII века).
Это наследие имеет колоссальную непреходящую ценность. Почему? По той причине, что ценнее рецептов о том, как надо жить по-христиански, для человека ничего быть не может. Ни одна цивилизация на Земле не обходилась без собственных рецептов такого рода, помогающих человеку наилучшим образом вписаться в мiропорядок. Были они и в античной цивилизации, предшествовавшей христианству; людей учили правильно жить эпикурейцы, стоики, киники, Диоген, Сократ и другие мудрецы. Но их рекомендации не эффективны по той простой причине, что никто из них не знал истинного мiропорядка. А Иисус Христос, Сын Божий, знал, как устроен наш мiр, поскольку Сам творил его вместе с Отцом, поэтому Его рекомендации, как в этом убедился на опыте прп. Макарий Великий, оказались необыкновенно полезны.
В этом он и начал убеждать всех людей, что и стало подвигом его жизни. И подвиг этот не пропал даром. Отшельник, твердивший: «Бегай от людей, и спасёшься», действительно скрывшийся от них в Египетской пустыне, изменил жизнь тех самых людей, от которых убежал, в большей степени, чем любой политический деятель, находившийся в гуще народа.
Его труды стали первыми образцами святоотеческой литературы не абстрактно-богословского, а воспитательного и просветительского направления, широкое распространение их привело к становлению христианской цивилизации, дав ей то, без чего не может существовать ни одна цивилизация — иерархию жизненных ценностей.
В «Духовных беседах» и «Аскетических посланиях» преподобного Макария особенно ярко просвечивает божественная диалектика, которой пронизаны все его творения. Они написаны иноком, т. е. «иным», не таким, как мы, но годятся для всех нас. Сам Бог вразумил Макария, показав ему, что во Христе нет различия не только между ел-лином и иудеем, но и между монахом и мфянином. Однажды во время молитвы он услышал голос: «Макарий, ты не достиг ещё такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Руководимый Святым Духом, он разыскал этих женщин и узнал, что они обе замужем, ни разу не ссорились со своими мужьями и избегают праздных разговоров — только и всего. И как это много для Господа!
Святоотеческая литература, основателем которой был Макарий Великий, и сегодня обращена ко всем нам. Это — самый лучший учебник жизни на все времена. Главный принцип, которого она советует придерживаться, — отдавать приоритет духовной пользе над материальной. Оказывается, это выгоднее даже в материальном отношении, ибо к духовному обязательно приложится и необходимое материальное.
Нынешней России, бросившейся строить капитализм, очень уместно вспомнить эту мудрость. Когда в посланиях и обращениях руководителей страны слышишь только о рынках и капиталах, невольно приходишь к выводу, что мы о ней позабыли. На всех уровнях нам надо вспоминать советы преподобного Макария Великого!
Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ