Протоиерей Александр Шаргунов - Свет разума

7 января - Рождество Христово. Всякий, кто приобщается радости этого праздника, зановоузнаёт чудо Рождества Христова, изумление волхвов и пастухов, всё то, что они пережили. "И, восшедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2,11).

Кто же эти волхвы? Это мы. Как и они, мы пришли издалека. Как и они, мы считали себя очень знающими, но на деле наше знание было совершенно пустое. Можно иметь много дипломов в разных областях человеческих знаний, но рядом с величайшей мудростью, которая обретается верою, все наши знания, как бы ни были они велики, — ничто. Потому что величайшее знание — вера — совершенно иного порядка.

А кто такие пастухи? Это опять же мы. Потому что мы — нищие пред Богом, духовно нищие. Однако как волхвы и пастухи, ожидаем Того, Кто должен прийти. Он всё в человеческой жизни приведёт к совершенству, исполнит самые глубокие чаяния наших сердец, даст ответ на все наши вопрошания. Мы все ожидаем Мессию Христа. И вот знамение, указующее, где мы можем встретить Его — звезда, горящая тихим светом в наших сердцах. Ради нас она остановилась над нашим храмом сейчас, когда мы совершаем богослужение.

Как волхвы, мы исполнены радости и говорим: это знамение великого Царя, идём искать Его! У нас нет никакого иного путеводителя, никакого иного света, кроме того, который сияет в нас. И мы будем идти, не обращая внимания на всех иродов — сегодняшних и вчерашних, — ищущих умертвить Бога. Нам надо поклониться Тому, Кого Церковь называет Царём царей. Мы исполнены решимости принести Ему золото нашей любви, ладан наших молитв и смирну наших ежедневных скорбей.

Пусть ведёт нас эта звезда, знамение надежды, вслед за волхвами. Надежда не ошибается, потому что она уповает на Бога. Она — путь нашей жизни.

Да будет дано нам ещё раз узнать этого Младенца, Который несёт свет мiру вместе с Пречистой Его Матерью. Да дарует нам Господь хотя бы на несколько мгновений обрести тот чистый взгляд, которому когда-то впервые открылась тайна Вифлеемских яслей. Чтобы глазами этого Младенца мы могли увидеть глубины нашего спасения, нашей жизни и смерти. Его жизни и Его смерти.

Да воссияет и нам, грешным, свет Его присносущный, чтобы мы научились благодатно отличать истину от всех сатанинских лжеучений. Мы можем обрести её только в непосредственном видении Христа — в противоположность тому, чему учили докеты — еретики, утверждавшие, что Слово Божие стало только по видимости человеческой плотью. Бог являет Себя — Он может быть видим нашими телесными глазами. И к Нему можно прикоснуться руками. Бог не просто действует в мiре. Он вошёл в плоть истории. Он не просто Тот, Кто осуществляет Промысл, Кто — над историей: Он — в ней. Он принял в ней Свою человеческую судьбу.

И Воплощение не есть изменение Божества, но Его видимое раскрытие. Человечество Христа — явление Бога. Бог сокрытый показывает Себя богоявленно во Христе Иисусе. Это не тот, кого Бог усыновил и назвал Сыном Божиим, как думал Арий — другой еретик. Христос — не кажущийся человек, и Воплощение не есть одежда, которую Христос снимет с Себя, взойдя на Небо, как мы снимаем с себя верхнюю одежду, приходя домой. Нет, Воплощение — то, чем становится Бог. И это не есть смешение Божественного и человеческого в одном естестве, как думали монофизиты, тоже еретики. Два естества — неслитно и нераздельно в единой личности Слова. Это непостижимое состояние Бога, в котором Он остаётся Самим Собой. Как может такое быть? Это неисследимая тайна, которой мы — волхвы и пастухи — не можем не поклониться.

То, что Бог явился во плоти, — существенно для встречи Бога и человека. В Его Теле совершается дело искупления. В Нём и через Него — сияет свет Божественной красоты. Отныне Бог не существует без человека, ибо Он сделал Своим человеческое существование. И «Я» Христа становится местом откровения Пресвятой Троицы. «Так возлюбил Бог мiр, что дал Сына Своего Единородного». Бог приносит Себя в дар. Более того, Он восприемлет человека в Самом Себе. В праздник Рождества — принятие в Боге человечества. Выражаясь по-человечески, Бог возрастает в этом даре. Как если бы Он стал ещё более Богом благодаря этому дару, оттого что Его любовь является нам в полноте. Чудо Рождества — в том, что через человечество проходит Божественный свет. И Церковь молит сегодня Господа о даре света, потому что истина входит в нашу жизнь только вместе с этим светом разума.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ