9 января 1975 лет со дня мученической кончины апостола, первомученика и архидиакона Стефана
Если спускаться с Елеонской горы от женского Спаео-Вознесенского монастыря с колокольней «Русская свеча», пройти мимо часовни Вознесения Господня, русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины,Гефсиманского сада и погребальной пещеры Пресвятой Богородицы, то, приближаясь к Иерусалиму с востока, увидишь одно из первых святых мест, появившихся на карте Святого Града в один год с Распятием, Воскресением и Вознесением Господа нашего Иисуса Христа
Это — место побиения каменьями святого архидиакона Стефана, юноши, коему суждено было стать первомучеником. И если учёные и богословы всего мiра по сию пору спорят о том, в каком году был распят Спаситель, то наша Православная Церковь чётко определяет, что это произошло в 34 году от Рождества Христова.
25 декабря того года Иисусу Христу должно было исполниться тридцать четыре. Но Господь уже завершил Свой мессианский путь на земле и отныне царствовал на небесах. Это был первый Его день рождения, который отмечали без Него. И трудно себе представить, чтобы распинавшие Его весною к зиме успокоились и не питали в своих слепых душах ненависти к Распятому и Воскресшему. Обстановка в Иерусалиме накалилась до предела.
27 декабря (ст. ст.) 34 года по Рождестве Христовом в центре города собралось множество иудеев, фарисеев, саддукеев и греческих евреев. Все они горячо спорили о том, кем же был Иисус, Сын Марии и Иосифа. Одни называли Его пророком, другие — обманщиком, третьи — Сыном Божиим.
Среди участвовавших на том споре выделялся тридцатилетний красавец Стефан, родственник одного из главных фарисеев Савла. Но Стефан, в отличие от Савла, приник к святым апостолам, проникся христианским учением. Апостолы к тому времени собрали в Иерусалиме большую общину своих приверженцев. Стефан в числе семи членов её был избран для того, чтобы, как сказано, «пещись о столах», то есть заведовать добыванием хлеба насущного. Но он прекрасно разбирался и в истории, и в Священном Писании, и во всём, что происходило на его глазах.
Во время спора 27 декабря Стефан не выдержал и, взойдя на возвышенное место, стал благовествовать всем о Христе. Затем он взялся обличать собравшихся:
— Жестоковыйные!.. Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы... (Деян. 7, 51-52).
Стефан продолжал так говорить, и, исполнившись Духа Святого, воззрел на небо и увидел Христа во славе Божией.
— Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!.. (Деян.7, 56).
И оттого что речь его звучала ангельским пением, христопродавцы и христоненавистники пуще прежнего впадали в бешенство и ярость. Схватив Стефана, они отвели его к первосвященникам в синагогу, клеветали на него, будто он произносил хульные речи против Моисея и даже Самого Бога! Он пытался оправдываться и вновь взывать к сердцам людей, дабы сии сердца открылись Христовой истине. Но, как и Самого Спасителя, его не слушали, а только сильнее прежнего распалившись, поволокли прочь из города на расправу.
На гору Елеонскую из Иерусалима ведут широкие врата, в те времена называвшиеся Овчими. Через них прогоняли стада овец в город для продажи и в Соломонов храм для совершения жертвоприношений. На сей раз около них должно было произойти жертвоприношение человеческое. Выведя Стефана через Овчие врата из Иерусалима, ненавидящие Христа прибегли к распространённой среди иудеев казни — побиванию каменьями. Эта казнь ещё называлась каменованием. А чтобы легче было бросать камни, убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их к ногам Савла, чтобы тот постерёг их от воришек.
Савл, вероятно, опасался, как бы не припомнили, что он — родственник приговорённого к казни. И он громче всех призывал убить Стефана. Кричал, махал руками и успокоился лишь после того, как первый Христов мученик отдал Богу душу.
Кто бы знал тогда, что Савл станет Павлом, одним из мощнейших столпов Христовой Веры!.. И когда его самого будут пытать ненавидящие Христа, он горестно вспомнит, обращаясь речами ко Господу:
— И когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобряя убиение его, и стерёг одежды побивавших его (Деян. 22, 20).
Апостолы и Сама Богородица Приснодева Мария, стоя на горе Елеонской, видели казнь Стефана и усердно молились — да примет Господь Иисус Христос его душу в Свои райские селения.
— Господи, не вмени им греха сего! — молился Стефан о своих убийцах. С такими же словами венец мученичества будут затем принимать многие и многие из последователей Христа.
Венец мученичества... Само имя первомученика переводится с греческого как «венец», «награда», «слава». Родители, когда давали ему это имя, не знали, какая величайшая слава ожидает их сына! Какой венец и какая награда!..
Тело первомученика бросили на съедение птицам и псам, но среди фарисеев оказался некто Гамалиил, сочувствовавший апостолам и заступавшийся за них перед другими фарисеями. Он предал тело Стефана погребению на принадлежавшей ему земле, в пещере. Там же Гамалиил со временем похоронил тайного ученика Христова — Никодима. А когда сам умер, его похоронили рядом со Стефаном и Никодимом. Имя Гамалиила в православных святцах снабжено редким обозначением: «праведный иудейский законоучитель».
Спустя почти четыреста лет после каменования Стефана его мощи были открыты, и при этом совершилось чудо исцеления множества болящих во всей округе. В 428 году супруга благоверного византийского царя Феодосия Младшего по воле мужа перевезла мощи Стефана из Иерусалима в Константинополь.
Частицы мощей распространялись по храмам как Западной Церкви, так и Восточной. Самые большие частицы находятся в Риме, Венеции, испанском Оссете, во французском Меце.
Одна из самых крупных частиц, если не самая крупная, с благоговением сберегается у нас на Руси, в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры. Это десница святого Стефана по локоть.
Обретение её монахами нашей древней обители связано с именами основателя Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского) и выдающегося русского писателя и православного паломника Андрея Николаевича Муравьёва.
Архимандрит Порфирий прибыл в Иерусалим в 1848 году и очень быстро стал самой заметной личностью на Святой Земле. Иерусалимский Патриарх Кирилл столь высоко ценил его, что передал главе Русской Духовной Миссии десницу святого Стефана, а архимандрит Порфирий, в свою очередь, доверил Андрею Николаевичу Муравьёву отвезти её в Троице-Сергиеву Лавру.
Пятьдесят имён святых стоит в православных святцах в графе «Стефан». Пятьдесят мучеников, священномучеников, исповедников, игуменов, иеромонахов, иеросхимонахов, преподобных, благоверных королей... Среди них — один римский папа и один константинопольский Патриарх, творец церковных канонов преподобный Стефан Савваит, ближайший сподвижник прп. Сергия Радонежского святой Стефан Махрищ-ский, брат Сергия Радонежского преподобный Стефан Московский, их современник епископ Великопермский, крестивший пермяков в XIV веке, один из основателей грузинского монашества Стефан Хирский, Стефан Ростовский, Христа ради юродивый.
Весьма почитаемо имя первомученика Стефана среди народов Восточной Европы. Главными храмами Вены и Загреба являются соборы святого Стефана.
Имя это в нашем народе в большом почёте. До 1917 года оно входило в двадцатку самых распространённых. При советской власти Степанов стало значительно меньше, особенно во второй половине XX века, когда слово «деревня» стало презренным — «дярёвня!», а имя Степан вошло в разряд сугубо деревенских. Сейчас, слава Богу, это умопомрачение прошло, и русские люди вновь стали называть своих детей Стёпушками.
Александр Юрьевич СТЕПАНОВ