Яна Амелина - Отец Даниил вернулся Домой

Довелось присутствовать на богословском диспуте между православными и мусульманами, прошедшем в гостинице «Россия» несколько лет назад. Сторону Православия представлял отец Даниил, ислама - Али Вячеслав Полосин.

 

В Москве в ночь с 19 на 20 ноября 2009 года убит известный православный священник и миссионер, настоятель церкви Святого апостола Фомы иерей Даниил Сысоев; регент храма Владимир Стрельбицкий получил огнестрельное ранение. Убийца стрелял в настоятеля храма, когда отец Даниил исповедовал прихожан. Преступник зашёл в храм и громко позвал его по фамилии. Когда священник вышел, он два раза выстрелил в него, а потом ранил регента. С места преступления убийца скрылся, забрав оружие с собой. Он объявлен в розыск.

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования его вдове, родным, близким, причту и прихожанам храма Святого апостола Фомы: «Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия. Уповаю, что Победитель смерти, Господь наш Иисус Христос вчинит душу верного раба и служителя алтаря в селениях праведных, сопричтёт его «к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах <...>, к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23), — сказал Святейший.

В заявлении Предстоятеля Русской Православной Церкви говорится: «Особо обращаюсь сегодня к своим братьям и чадам во Христе. Все мы должны твёрдо помнить и знать, что путь служения Христу и Его Церкви всегда связан с исповедничеством и даже мученичеством. Трагическая смерть отца Даниила не должна поселить в наших сердцах страх и малодушие, ослабить нашу ревность в совершаемом деле Божием. Будем твёрдо идти путём Христовым, ибо это путь победы над злом и грехом, путь, на котором нас не смогут остановить ни страдание, ни смерть».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у гроба застреленного священника-миссионера Даниила Сысоева призвал православных к продолжению его дела — проповеди христианства и отстаиванию Божией правды.

Отец Даниил похоронен на Кунцевском кладбище.

«Его твёрдая миссионерская позиция и вдохновенный образ отпечатывались в сознании людей, ищущих дорогу к храму, глубиной явленной веры и упования на Господа», - говорится в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С этим согласны все, кому посчастливилось слушать проповеди и выступления о. Даниила, широко распространявшиеся посредством интернета. Будучи современным человеком, священник - ему было всего 35 лет - вёл интересный и информативный блог, постоянно обновлял и наполнял информацией сайт своего миссионерского центра.

Довелось присутствовать на богословском диспуте между православными и мусульманами, прошедшем в гостинице «Россия» несколько лет назад. Сторону Православия представлял отец Даниил, ислама - Али Вячеслав Полосин. Неудивительно, что мусульманская сторона остановилась именно на его кандидатуре: оппонентам Православия казалось, что бывший священник Полосин, перешедший в ислам и знающий «изнутри» вероучение обеих конфессий, не оставит от доводов Сысоева камня на камне.

Десятки сторонников Полосина предвкушали легкую победу. Однако вышло наоборот: позиции отца Даниила были столь сильны, а аргументы его оппонента настолько неубедительны, что, хотя официально победителя не объявляли, триумф Православия сомнению не подлежал.

После второго диспута, будучи не в состоянии противопоставить о. Даниилу столь же подготовленного оппонента, мусульманская сторона отказалась от продолжения дискуссии. «Что интересно, уже который год мусульмане боятся продолжить диспуты, писал Даниил Сысоев в своём блоге незадолго до гибели. Я им поставил условие: следующий диспут о Мухаммеде. И ведь никто не захотел!».

Его книга «Брак с мусульманином», в которой священник подробно рассказывал обо всех подводных камнях и нюансах такого предприятия, быстро стала популярной в православной среде - и вызвала резкое неприятие среди радикальных исламистов. Характерно, что возразить по существу они не могли, предпочитая обвинять в «экстремизме» и «разжигании религиозной розни».

Прекрасное знание мусульманского вероучения очень помогало о. Даниилу в миссионерской работе, важность которой была для него несомненна. Начав ещё в студенческие годы с проповеди протестантам (тема его кандидатской диссертации -«Антропология адвентистов седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ»), Даниил Сысоев продолжил её среди оккультистов, а затем, как писал он в своей автобиографии, «занялся миссией среди мусульман». «Мы должны быть свидетелями спасения, дарованного нам Христом для всех, а не выбирать, к какой аудитории обратиться, - писал о. Даниил. - Не говорить, что, мол, "сперва русских обратите, а потом и к другим народам пойдёте", а возвещать Евангелие всем без исключения нашим ближним: и русским, и татарам, и евреям, и папуасам. Вне зависимости от их социального положения и возрастной группы».

Он так и делал - и более чем успешно. «Может, это (угрозы убийством со стороны мусульман-экстремистов -ред.) как-то связано с недавним обращением и крещением Вами убеждённой мусульманки? Или Вы таких часто крестите?», - поинтересовался один из его корреспондентов. - «Я таких крещу почти каждый месяц, спокойно отвечал священник. - Не всегда только об этом говорю».

При этом он очень серьёзно подходил к «качеству» новокрещённых, считая важным не только самый факт крещения, но и обязательную катехизацию новичков. Для оглашенных (готовящихся к крещению) при храме была открыта школа, в которой обучали основам христианства.

Его деятельность не оставалась незамеченной как друзьями, восхищавшимися энергией и безкомпромиссностъю молодого священника, так и врагами, жаждавшими её остановить. Однако даже по поводу угрожающих он испытывал не ненависть, а сожаление. «Обычные язычники, сидящие во тьме, - прокомментировал священник - Жаль их. И даже разговаривать ведь о вере не захотели. ...Среди мусульман живёт тоска по встрече с Богом, а потому многие Его находят».

В своём далеко ещё не преклонном возрасте он жил, всё время помня о смерти. «Сейчас уже не боюсь, - написал отец Даниил волновавшимся за него единоверцам. - Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Всё в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. Это же здорово!».

«В последнее время, - рассказывает его вдова матушка Юлия, - он часто говорил и постоянно думал о смерти». Он шёл ей навстречу с широко раскрытыми глазами. «Если человек осознал себя гражданином Неба, как преподобный Сергий и Иоанн Богослов, то для него смерть будет днём Радости, - делился своей уверенностью отец Даниил. - Он не будет рыдать, что навсегда покидает родину, а, напротив, радоваться, что наконец-то возвращается в своё Отечество, как радовался этому преподобный Антоний Великий. В этом мiре мы лишь гости, - говорил священник, - Родина наша - на небесах.»

Наперсный крест о.Даниила

Его наперсный крест, обагрённый мученической кровью - самая высокая награда, которую можно было получить в этой жизни. Воин Христа погиб на посту. Нет, не погиб - ушёл в жизнь вечную. Отец Даниил Сысоев наконец вернулся Домой.

Яна Александровна АМЕЛИНА