Более четырёх месяцев минуло с момента исторического визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Этот визит, личность Патриарха вдохновили миллионы верующих канонической Церкви в стоянии за истину, поразили раскольничьи ряды, как свет истины поражает тьму.
Казалось, и разговоры о т.н. «украинской незалежной церкви» также приутихли. Но это только на первый взгляд. Конечно, «национально свидомые» круги украинского общества, ранее агрессивно навязывающие обществу свои взгляды и игнорирующие мнение большинства верующих, не отказались от своих планов по созданию отделённой от Московского Патриархата церкви. Они, как тьма, которая во время восхода солнца расползается по закуткам и превращается в тень, временно прекратили свои атаки на общественное сознание, тем более что во время предвыборной президентской кампании не модно поднимать острые проблемы, дабы не потерять и без того мизерные рейтинги кандидатов.
Тем не менее, в стране происходили события, которые затишьем назвать уж никак нельзя. В Киево-Печерской Лавре была устроена встреча рабочих групп, представляющих Украинскую Православную Церковь и религиозную организацию УПЦ КП, а это — начало диалога с раскольниками. К тому же раскольники присутствовали на встрече в священническом облачении. Были озвучены и записаны в итоговом протоколе неканонические титулы их... То есть Украинская Православная Церковь МП в официальном документе признала титулы не признанной в православном мiре, а значит, официально не существующей церкви, и выходит, де-юре признала саму раскольничью организацию как Церковь!
Я не знаю, какие причины побудили священноначалие УПЦ МП так поступить, но этот факт даёт возможность раскольникам апеллировать к общественности и говорить, что их «церковь» самая что ни есть настоящая. И это происходит на фоне чудовищных фактов: захвата Свято-Покровского храма в селе Жукля Черниговской области, избиения боевиками фашистско-националистических организаций священнослужителей и прихожан при полном попустительстве присутствующей на месте преступления милиции!
А представителей раскольничьей (разбойничьей) организации принимают как равных по чину и статусу и начинают диалог между церквями вместо того, чтобы только после покаяния принять их как заблудших овец в свои братские объятия. Наверное, что-то изменилось в распределении сил и мнений в Священном Синоде УПЦ МП, потому и происходят такие недопустимые, даже с точки зрения светского протокола, события.
Я как прихожанин не вправе критиковать священноначалие, но могу выразить своё сомнение в правомерности некоторых их поступков. Ибо мы обращаемся к священнику как к человеку, который призван Богом для окормления паствы Христовой и для защиты её от всяких неканонических влияний. На кого же надеяться нам в таком случае, когда каноны говорят одно, а священноначалие поступает по-другому? История земли нашей и Церкви даёт нам достаточно примеров того, когда священноначалие предавало веру и паству и подписывало то унию с Римом в 1596 году, то уходило в ересь. И только благодаря тому, что паства, окормляемая верными священниками, стояла в истине Христовой, жива наша Церковь Православная и пребудет вовеки.
Скорее всего, некоторая часть украинского священноначалия созрела для разрыва с Русской Православной Церковью. Тогда понятны репрессии в отношении некоторых особо активных священников и епископов, которых заставляют писать покаянные письма и, в итоге отказываться от своей активной позиции по предотвращению губительного для нашей церкви шага к расколу. Отсюда обвинения различных объединений православных граждан в неполиткорректной по отношению к священноначалию позиции. А что делать им, когда на их глазах происходят события, которые можно трактовать как предательство? Что делать тем священнослужителям, которые живут идеей единения с русским мiром и не приемлют т.н. национальную церковь, которую нам усиленно навязывают и пропагандируют власть предержащие национально-озабоченные круги?
Но прежде чем ломать через колено уже состоявшуюся, доказавшую свою жизнеспособность и самостоятельность Церковь, может, всё же нужно вначале осознать, что это институт надгосударственный и наднациональный? Что к Христу приходят как живущие в Украине татары и евреи, так и немцы, англичане и американцы, японцы и африканцы. Что нет спасения по национальному признаку, а идея «незалежной церкви» как раз это и предполагает!
Только в самом кошмарном сне можно представить себе ситуацию, когда перед входом в храм проверяют документы или наличие вышиванки — украинской рубашки. И это отнюдь не фантазия, ведь уже есть случаи, когда на иконах изображают Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу в вышиванках. Например, летом этого года на гуцульском празднике «Полонинское лето» Ющенко подарили такую икону. Глава государства сказал, что это возвращение к истории, которая возбуждает чувство любви к нашей нации. Ну, с историей понятно, там уже столько наворотили, что не одному поколению учёных придётся раскапывать эти руины. Но вот о любви к нации президент уточнил, что именно Гуцулыщина дышала и будет дышать украинским патриотизмом.
Остальная территория Украины, стало быть, в эту «матрицу» уже не вписывается, равно как и в конфессиальную составляющую. Ведь известно, что на Гуцулыщине большинство населения т.н. киевского патриархата, а также католики и греко-като-лики, а их каноническая вольность всем известна. Украинская греко-католическая церковь и так называемая «Украинская православная церковь Киевского патриархата» благословили икону с изображением Богородицы и младенца Иисуса в вышиванке над футбольным полем с символами стран-хозяев чемпионата Европы по футболу 2012 года — Украины и Польши. Церемония эта состоялась 8 октября в Коломне Ивано-Франковской области.
На основании вышеизложенного, воплощение «незалежной церкви» на Украине сродни театру абсурда. Скорее всего, идеологи её будут создавать некий коктейль из непризнанных мiровым Православием раскольничьих и самосвятских религиозных организаций с добавлением отколовшихся от канонической Церкви отступников, проклятых верными членами УПЦ Московского Патриархата. И как следствие всего этого, начнётся хаос, новые силовые захваты православных храмов уже с позиции так называемой официальной церкви. Каноническая же Церковь окажется вне закона.
Излишне упоминать, что все монастыри останутся верными Русской Православной Церкви и перейдут в ставропигиальное управление, как и множество приходов. Они будут жестоко репрессироваться государством при помощи налогового давления и бюрократических махинаций. А то и при помощи репрессивного аппарата силовых структур: их будут лишать земельных участков и автоматически стоящих на них храмов, которые будут передавать на скорую руку слепленным общинам «украинской церкви».
Так как верные канонической Церкви будут отстаивать свои храмы, то против них будет применена вооружённая сила, и весь православный мiр содрогнётся от этого беззакония.
Но если Церковь зиждется на традициях, на крови мучеников и за неё молят Господа тысячи святых, то на каких традициях будет строиться «украинская церковь»? Кто из святых будет молиться за неё перед Престолом Господним? Я думаю, никто... Ведь сами неораскольники уберут из своих храмов иконы русских святых, преподобных отцов и мучеников. Как прихожане этих храмов будут поклоняться русским святым, если они ненавидят всё русское и призваны быть рычагом противодействия всему русскому мiру?
Конечно, они могут оставить иконы Киево-Печерских преподобных отцов, св. равноапостольного князя Владимира и св. равноапостольной княгини Ольги. Да вот только получат ли от них молитвенную помощь? Я уверен, что нет. Отвернутся святые угодники Божий от них, как от исчадия сатаны. Пустая это будет «церковь», безблагодатная. И не будет Божиего благословения на ней и на её прихожанах, как нет Божиего благословения на стране, изменившей данному при Святом Крещении имени и имеющей на своём гербе языческий символ!
Александр ПЕТРИЧ