Ещё один год, прожитый нами, уходит в вечность. Каждому из нас приходилось в уходящем году переживать скорби и радости, болезни и выздоровление, потери и обретения, трудности преодолевать, и за всё мы должны благодарить Господа. Мне вспоминается подвижнический, многострадальный жизненный путь святителя Иоанна Златоуста, его последние слова: «Слава Богу за всё».
Этими словами он благодарил и за скорби, и за радости, которыми посещал его Господь в трудной земной жизни. И каждый православный, оглядываясь на прошедший год, осознаёт и видит те милости, которые Господь изливал на него, даруя жизнь для спасения грешной души.
Многие проблемы, которые стояли перед нашим Отечеством, обществом, русским народом, остались неразрешёнными. И это вновь побуждает задуматься о причинах поразивших нас бед. Часто главной из них называют бездуховность общества. Отнюдь. Разве наше общество бездуховно? Разве не царствуют в нём духи злобы и тьмы, ввергающие нас в пучину расколов, вражды, порока, безумия и самоуничтожения? Разве не продают люди свою душу за рубли, евро, доллары? Наша главная беда в том, что мы всё дальше и дальше отходим от Господа Иисуса Христа. Если бы христиане жили по-христиански, то мiр давно бы стал христианским.
В евангельской притче Иисус Христос сравнил человека, слушающего Его слова и исполняющего их, со строителем, «который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода налегла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (Лк. 6, 48). Далее в этой же притче говорится: «а слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда налегла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк. 6, 49).
Разве не о нас эти слова? Сегодня бал правят люди либерального строя мыслей, с рыночной психологией жизни, неспособные ни придумать великое, ни воплотить его, ни даже дать верную оценку ему. Созданная большевиками структура власти Швондер — Шариков действует безотказно. В руки этих «героев» в последнее столетие попала Россия, с которой они обошлись жестоко и безпощадно. Продажность только за последние 20 лет стала общим бедствием. За деньги многие люди готовы на всё, готовы служить кому угодно. Деньги — кумир, божество, успех. «Кто дал мёду корец, стал родной нам отец, кто дал каши котёл, тот за князя сошёл». Целые пласты современной российской жизни загажены и пребывают в мерзости запустения.
Известный испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет дал точную характеристику современному обществу: «Прежнюю [нравственность] массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой... Так что наивно укорять современного человека в безнравственности. Это не только не заденет, но даже польстит. Безнравственность ныне стала ширпотребом».
Источником такого состояния является помрачённое состояние человеческой души. «Из сердца исходят злые мысли, — повествует Евангелие, — убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Гнилостные бациллы распространились по всему телу России. А «если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нём может поддерживать только полицейский». Но и полицейский — продукт всё того же общества. Круг замкнулся.
Весь смысл существования человека сводится к приспособлению и выживанию. Прорвавшиеся к власти силой оружия, силой денег, только коварством и обманом могут закрепить своё положение. Вся пропаганда направлена на то, чтобы доказать нам, что они всегда правы, их действия верны и направлены на улучшение благосостояния народа. Только народ почему-то продолжает вымирать.
Как и в прошлые годы, мы видим упорное нежелание власть предержащих замечать русский вопрос. Вместо серьёзного разговора звучит одна и та же заезженная чужеземная пластинка о русском фашизме или шовинизме. Этой ложью пытаются подавить инстинкт самосохранения русского народа.
Русский народ вновь лишён национального признака. В первый раз это было после Октябрьского переворота, все мы стали советскими, а сейчас — россиянами. Но россияне — это не национальность, а всего лишь обозначение проживания в стране под названием Российская Федерация (Россия). Разговоры о том, что в РФ не только русские живут, — это не что иное, как попытка сослаться на другие народы, чтобы не иметь отношения к собственному народу.
Нас от 80% до 85% населения страны. Русская нация всегда была опорой, становым хребтом российской государственности. Представьте, что нас стало гораздо меньше. Сможем ли мы сохранить нашу землю от алчного врага? Ведь из опыта Великой Отечественной войны, по утверждению маршала Советского Союза Баграмяна, известно, что если в воинской части русских менее 50%, то подразделение не боеспособно. Непринадлежность к великороссам, малороссам и белорусам не делает граждан России нерусскими — нерусскими их может сделать лишь сознательное противостояние русскому мiру.
В том, что наше общество больно, не сомневается никто. Методы лечения предлагают разные: западные и восточные. Но нельзя убежать от самих себя, от своих национальных ценностей, от духа нации, который сложился в процессе её образования, под влиянием расы, истории, способов существования и т.д. «Бывает, что народ, — писал русский мыслитель Л.А.Тихомиров, — особенно под влиянием ошибок руководящей образованной части своей, не только забывает те руководящие идеи, которые вытекают из его природы, но даже начинает воображать себя совсем иным, что он есть по природе. Это — моменты смут и расстройств, которые могут быть даже роковыми».
Я глубоко убеждён, что нам никогда не воскресить великую и могучую историческую Россию и не собрать воедино русский народ без пробуждения в сердце каждого русского человека искренней веры во Христа, без возвращения к исконной основе нашего бытия — Святому Православию. Возвращению не на словах, а на деле, в каждодневной земной жизни. Ибо, как сказал апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак.2, 26).
Путь этот нелёгок. Он требует многих трудов, но иного пути у России нет. Да поможет всем нам Господь с честью и достоинством проходить земной путь нашего бытия.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом" №12, 2009г.