Выпускники императорских кадетских корпусов за рубежом мечтали об объединении все годы жизни в эмиграции, на чужбине, и сейчас они стали свидетелями того, что кадетское движение в России возрождается и находится в надёжных руках.
Я родился за границей более 80 лет тому назад в Югославии (этого государства нет больше). За свою долгую жизнь в России был всего три раза: в 1992, 1998 и 2007 гг. Приезжал по кадетским делам.
Мой отец окончил Первый Московский кадетский корпус, потом учился в Александровском военном училище, затем – в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге. За четыре года Первой мировой войны его четырежды ранили (одно ранение было тяжёлым).
На исходе жизни могу сказать, что я исполнил завещание отца: жить лишь для того, чтобы служить России.
В русский кадетский корпус я поступил 11-летним мальчиком в Югославии в 1937 году. Целиком отношу к себе слова тогдашнего кадетского гимна «Наш полк»: «Смолоду и всей душой в строю». Всю жизнь я в кадетском строю и, более общо, в военном. На протяжении 500 лет для мальчиков в нашем роду не было другой стези, как быть военным. Поэтому и трёх своих сыновей я отдал в военное училище. В российское не мог, отправил их учиться в Аргентину, все трое параллельно русскому зарубежному суворовскому корпусу окончили аргентинское среднее военное училище.
Моей мечтой было стоять в одном строю с кадетами России. И сегодня ей суждено было сбыться. Мы – участники исторического события: произошло объединение двух частей когда-то расколовшейся русской армии и флота. Вместе с молодыми кадетами России в одном строю, под знаменем Фанагорийского полка, которое передали на Родину зарубежные кадеты. Мы и впредь будем помогать в вопросах военного образования юношества. У нас есть музеи, архивы и библиотеки. Есть концепция, способная обогатить и дополнить обучение и воспитание курсантов военных училищ.
Система военного воспитания зародилась в древней афинской демократии. В Афинах существовало пять таких средних учебных военных заведений, они назывались гимназиями или лицеями. Молодёжь получала систематическое целостное религиозное, нравственное, духовное, интеллектуальное, эстетическое, физическое и военное образование. Такому универсальному образованию и воспитанию посвящена глава восьмая в известном труде Аристотеля «Политика», где он подробно развивает идею о целостности воспитания молодёжи. Иначе молодой человек вырастает неполноценным.
В Средние века эта идея не понадобилась. Снова к ней обратились во Франции, её возрождение пришлось на времена Людовика XIV. Через 30 лет Пётр Великий открыл в России первый морской кадетский корпус, навигационную школу, а затем через 20 – 30 лет был открыт первый пехотный шляхетский кадетский корпус.
В указе об учреждении «кадетских рот» во Франции было сказано, что опытные офицеры должны обучать молодых кадетов. Чему? Ответ дан на латыни: «Обучать благородству». Не военной или какой-либо другой науке, иностранным языкам, географии, истории, а... благородству. Оказывается, что благородство не зависит от рождения, а опирается на воспитание и обучение.
Все великие государства древности, например, Греция, Древний Египет, потом Рим, Византия и Россия – обладали такой системой просвещения, которая давала возможность широко внедрять общенародное образование. В её рамках производился отбор элиты, но критерий избранности не зависел ни от происхождения, ни от денег, учитывались только образование и воспитание – это и есть настоящая демократия.
В славянских языках есть слова «выбор», «отбор» и «собор». Выборы и существуют для отбора. Получается, если мы хотим иметь хорошее правительство, то оно должно состоять из людей отборных, образованных, просвещённых. Самых лучших! Они будут управлять Россией.
На этом основывается и идея военного образования. В древнерусской летописи читаем: «И начал думать князь Владимир об уставе Земли русской. Он стал советоваться с Русской церковью и со старшей дружиной».
У меня часто спрашивают: «Как вы предлагаете модернизировать военное образование юношества?». Особых изменений я не предлагаю. Нужно лишь воспользоваться колоссальным накопленным опытом, той уникальной русской культурой военного обучения, которые у нас имеются, их нужно развивать. Мы хотим одного – чтобы наши потомки служили православной России. После окончания суворовских и нахимовских училищ не все становятся профессиональными военными, но суть кадетского воспитания такова, что служат они Родине потом на любом поприще. Никакой особенной идеологии для кадетских корпусов не нужно – лишь идеология русской православной государственности и русской православной культуры. Мы, зарубежные кадеты, заповедуем сегодняшним воспитанникам военных училищ: исполняйте заветы наших святых, наших замечательных государственных мужей, наших великих полководцев. Победоносец российский, генералиссимус А.В. Суворов говорил, что наша Отчизна будет русской, если у неё будет христолюбивое воинство. «Бог нас водит, Он нам генерал. Вот, братцы, воинское обучение... Мы – русские! Восстановим по-прежнему веру в Бога Милостивого!».
Вот и я прошу вас: «Продолжайте дело своих прадедов, не отсекайте корней прежней России, а наоборот, восстанавливайте живую связь поколений, потому что связь эта была прервана только внешне, так сказать, в надстройке, но в душе, в генетическом базисе она осталась и сохранилась».
Слава Богу, Россия не погибла! И не погибнет! И ещё весь мир удивится.
Игорь Николаевич АНДРУШКЕВИЧ,
председатель «Объединения российских
кадетских корпусов» в Аргентине