Нам пишут - Роман Соловьёв - О рабочем классе и не только...

Я работаю на одном из крупнейших машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга и постоянно сталкиваюсь с проблемами, которыми живут русские рабочие начала XXI века. Возможно, некоторые мои наблюдения покажутся вам небезынтересными.

Как ваш постоянный многолетний читатель, я не мог не заметить, что много места в журнале уделяется бедам русского села и сельских жителей. Немало статей посвящено проблемам интеллигенции, деловой и научной элиты. Однако совершенно без внимания оставлен всё ещё немаленький слой нашей страны — рабочие.

А ведь как известно, промышленность — одна из основ существования любой страны. Рабочие — основа промышленности.

При советской власти нам говорили, что до революции в Российской Империи практически не существовало рабочего класса в западном, марксистском понимании. Рабочими были вчерашние крестьяне, приехавшие в город в поисках лучшей доли, но не порвавшие связи с селом. Необходимо отметить, что в город зачастую переезжали не только те, кому было нечего терять в родной деревне, но и более активные, пассионарные люди. Новоиспечённые рабочие оставались носителями крестьянского, православного мировоззрения. На практике это означало любовь к Царю и добросовестное отношение к труду, как к одному из видов служения Богу и Отечеству.

К отрицательным факторам, влиявшим на развитие рабочего класса в России, следует отнести разлагающее влияние городской цивилизации, тяжёлое экономическое положение, в особенности низкоквалифицированных работников, и сбивавших с толку активистов-пропагандистов.

К моменту революции рабочие не успели стать ни единым классом, занимающим определённую позицию в политических, социальных и экономических вопросах, ни сословием со своими традициями и потомственностью. Именно поэтому в Гражданской войне они поддерживали то белых, то красных.

Советская власть попыталась превратить рабочих в особую привилегированную группу населения. Возникли такие понятия, как рабочая честь, совесть, даже рабочая династия. Новые, советские рабочие чётко отделяются от других социальных и профессиональных групп. Вместе с тем кое-что сохраняется в них от прежнего дореволюционного мiровосприятия. Прежде всего — добросовестное отношение к труду как к подвигу (почти крестному), служение теперь не Богу и Царю, а народу, партии и Родине. Широкое развитие получает стахановское движение, явление чисто русское и на Западе невозможное.

Вообще западное отношение к труду, основанное на протестантской этике, кардинально отличается от русско-советского. Хороший европейский рабочий будет тщательно исполнять обязанности, чтобы честно отработать зарплату. Для него труд — это прежде всего исполнение договора. Накладывая это на отношение к деньгам как к святыне, мы получим работника, досконально выполняющего обязанности, но не имеющего ни малейшей склонности делать что-либо сверх того. Но русский, советский рабочий при недостаточной идеологической обоснованности своего трудового служения не будет довольствоваться только материальными факторами, что приведёт его к наплевательскому отношению к работе.

Безусловно самыми ярким моментами истории русских рабочих стало создание советской промышленности в 30-е, годы Великой Отечественной войны и восстановительный после неё период. В те годы возрождающийся патриотизм и вера в мечту о всеобщем счастье нашли отклик в душе рабочих, подвигли их на небывалые трудовые свершения. Но построенная на гнилом фундаменте коммунизма, советская идеологическая машина не могла устоять. Начинается потеря доверия к власти. Крайним проявлением разочарования рабочих стали события июня 1962 года в Новочеркасске.

А власть неумолимо превращает, жестоко выдавливает рабочих из особой привилегированной категории населения, трудовой аристократии (что означает не только привилегии, но и служение) в наёмных служащих. Сопротивление безполезно. И тогда — мы рабы? Ну, получите рабов! — труд «спустя рукава», воровство, прогулы, пьянство. Исчезает творческая составляющая труда. Общество — рабовладельческое. Рабочий — униженный раб. При Ю.В.Андропове власть вынуждена проводить целые кампании против прогульщиков и несунов. Вместе с тем нужно сказать, что именно в последней четверти XX века была создана прекрасная система профессионального образования, а наряду с лодырями и прогульщиками на заводах работало множество профессионалов высочайшей квалификации. Но это — остатки генетических качеств.
В целом ко времени перестройки рабочие были идейно дезориентированы, социально и политически пассивны, разложены пропагандой западного образа жизни. В итоге они не захотели защищать советскую власть.

Перестройка и годы ельцинского правления разрушили все основы жизни рабочих. Огромное число их ушло с заводов в поисках заработка. Многие спились и опустились. Рабочие как социальная, экономическая группа вымирают в России. Тип советского рабочего окончательно исчез. Как всегда, перемены в стране более всего ударили по низшим слоям.

Лишь с начала двухтысячных годов можно было говорить о первых признаках некоего возрождения российской промышленности. На сцену выходит слой новых, теперь уже российских рабочих. К 2005 году число россиян, занятых на различных производствах, по данным Федеральной службы государственной статистики составило 17,2% от общего числа населения РФ. К 2007-му оно несколько снизилось (до 16,8% и 11381 тыс. человек). Перед нами весьма значительная группа людей. По национальности подавляющее большинство из них — великороссы.

Политически абсолютное большинство рабочих индифферентны. Ни одна сила сегодняшнего политического небосклона России не может сказать, что владеет умами и сердцами их. Однако необходимо отметить стихийное умение современных российских рабочих организоваться для защиты своих интересов. Так, в 2004 году в знак протеста против монетизации льгот рабочими было проведено 5933 забастовки. Для сравнения: в 1992 году - 6273. Но в 90-е разговор шёл буквально о гибели страны. Причём различные левые силы, в основном, только поддерживали акции рабочих, но не были их инициаторами.

Ещё одной чертой политического облика рабочих является национализм, как реакция на разнузданную русофобскую пропаганду, заполнившую страницы газет, журналов, телевизионный эфир, притеснение коренного населения приезжими из кавказских республик РФ и стран СНГ.

По сути, рабочие по-прежнему являются просто одной из категорий наёмных служащих. Однако в последние годы они, как непосредственные созидатели, творцы материальных ценностей, постепенно обретают своё достоинство. И в этом плане любому рабочему гораздо ближе главный инженер или технолог завода, чем менеджер.

Вместе с тем многолетнее отсутствие идейной мотивации привело к тому, что труд воспринимается как тяжёлая, неприятная необходимость. Следовательно, если есть возможность заработать деньги без усилий и риска (халтура, воровство), она будет с радостью использована.

Профессиональный уровень российских рабочих несравненно ниже, чем советских. Это вызвано разрушением системы профтехучилищ и политикой власти. На заводах практически нет рабочих, обладающих фундаментальными знаниями математики, геометрии, материаловедения. Пока всё держится на старых поколениях советских рабочих, которые дорабатывают свои последние годы. Молодая смена не готова полностью заменить их.

Критически упал уровень подготовки мастеров, которые, не обладая необходимыми производственными знаниями, превращаются в некое подобие заводских надсмотрщиков. Ужасающим является техническое состояние большинства крупных промышленных предприятий. Устаревшее оборудование первой половины прошлого века, грязь, антисанитария. Хозяева предприятий предпочитают вывозить прибыль, а не вкладывать её в модернизацию производства. И тем не менее, каким-то невероятным способом многие заводы по-прежнему производят уникальную конкурентоспособную продукцию, соответствующую стандартам XXI века. Ничем иным, кроме как малым русским чудом, это не назовёшь.

Можно сказать, что рабочие являются мощным потенциальным ресурсом для той политической силы, которая сможет качнуть их в свою сторону. Под внешним спокойствием и пассивностью растут очаги недовольства и понимания необходимости перемен. Рабочие всё менее желают отдавать своё здоровье за небольшую зарплату, для прибыли хозяев предприятий.

Печально, что только левые партии ведут хоть какую-то минимальную работу в этой среде. Видимо, некоторая зашоренность, клишированность сознания (рабочий — значит, коммунист) мешает патриотическим правым силам обратить их к себе. Но нужно помнить, что ещё до революции множество рабочих состояло не в марксистских организациях, а в Чёрной сотне.

Роман Николаевич СОЛОВЬЁВ,
токарь-карусельщик