Во всём православном мире в этом году проходят мероприятия, посвящённые памяти отца Георгия Флоровского, скончавшегося 11 августа 1979 года
Сегодня имя Георгия Васильевича Флоровского хорошо известно образованному читателю России. Между тем, первые его книги появились в постсоветской печати только в 1991 году, это были репринтные издания знаменитого труда «Пути русского богословия». В доперестроечные времена это сочинение отца Георгия можно было прочесть в церковном самиздате, в толстом двухтомнике альбомного формата с ксерокопированным текстом. Такой тяжеленный том, помнится, и вынес мне в 1988 году один из священнослужителей московского храма преподобного Пимена, ныне настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущёве, о. Владимир.
О.Георгий Флоровский стал первым богословом, открывшим мне путь в храм православной религиозной мысли. Школа мышления этого богослова, его подход к религиозно-философским исканиям интеллигенции начала и середины XX века с той поры навсегда стали определяющим вектором для меня и многих других, открывших для себя богатство русского богословия. Его основной труд, в котором дан исчерпывающий анализ русской религиозной мысли в предреволюционной России, на протяжении не одного десятка лет признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания. И сегодня без материала, собранного в ней, немыслимо представить себе учебник по истории русской философии, а без его многочисленных статей — самой истории религиозной философии России. Из множества церковных деятелей в книге «Пути русского богословия» положительную оценку автора получили, по его мнению, лишь самые значительные, в их числе А. С. Хомяков, свт. Филарет (Дроздов).
Георгий Флоровский родился 28 августа 1893 года в семье одесского протоиерея Василия Флоровского, ректора Одесской семинарии. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Увлекался историей философии, естествознанием, углублённо изучал творения святых отцов Церкви. Потому его мировоззрение не носило характер спекулятивно-философского, не было богословско-традиционным. В эмиграцию о. Георгий уехал с родителями в 1920 году. Сначала в Болгарию, затем в Прагу, где защитил в 1923 году магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена».
В эти годы о. Георгий Флоровский участвует в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения, сближается с философами русской эмиграции. На короткое время настороженно-отрицательное отношение к западному рационализму, культуре, собственный принцип приоритета православной веры и её духовных традиций сблизили Флоровского с основателями «Евразийского движения», говорившими о своеобразии российского пути развития. Он принял участие в издании сборников евразийцев «Исход к Востоку», «На путях», «Россия и латинство». Однако вскоре о. Георгий стал критиком этого движения (см. его статью «Евразийский соблазн»).
В Праге он становится членом организованного о. Сергием Булгаковым религиозно-философского общества «Братство св. Софии», где было много представителей религиозной интеллигенции начала XX века, которые принимали участие в Петербургских религиозно-философских собраниях, давших толчок «религиозно-философскому движению», известному сегодня исследователям как движение «новое религиозное сознание». Г. Флоровский был едва ли не первым из историков русской философии XX века, кто поместил это движение в контекст развития религиозного сознания в России. Соловьёвцы — так называли современники в начале века последователей философа Владимира Соловьёва, считали необходимым обновление русского религиозного сознания на основе так называемого возвращения к религиозной традиции, за которым на деле стоял своеобразный гностицизм, искажение христианских догматов.
В своих статьях о современной ему русской религиозной мысли Флоровский не признавал философствование как метод познания истины христианства, видя в этом внешнее, пассивное и равнодушное по отношению к познаваемому: «Познать истину в подлинном и глубочайшем смысле, — это значит не ...отобразить её в своём сознании... Познать истину значит — стать истинным, т. е. осуществить своё идеальное... Божественное назначение». И видел правильность христианского пути «не в самоутверждении логического познания, а в смирении самоотречения пред тайной Божией» («Человеческая премудрость и Премудрость Божия»).
Для Флоровского путеводной звездой между философией и богословием оставались святоотеческие творения. Он писал, что только они и являются тем путём «к новому христианскому синтезу, о котором... взыскует современная эпоха». Мейендорф писал о Флоровском: «Блестящий самоучка, не обладавший формальной богословской подготовкой». Но он не только глубоко изучил творения отцов Церкви, но и приобрёл в годы эмиграции известность как патролог, стал автором многочисленных трудов по византийскому богословию IV-VIII вв... Флоровский не вступал в открытую полемику с Мейендорфом, но в своих выступлениях неизменно призывал слушателей следовать принципу святоотеческой церковной традиции.
Верный этому принципу, Флоровский оставался и верным патриотом своего Отечества, защитником веры православной. В дискуссии о возможности и каноничности зарубежной церковной автокефалии он заявлял, что «пока союз с Русской Церковью не стал невозможен, мы должны его всячески охранять... Это и благо, и долг, и святыня...».
Переживая за положение Церкви в большевистской России, о. Георгий категорически выступал против втягивания зарубежного духовенства в какие-либо политические действия, которые могли бы навредить гонимой Церкви на родине. Наблюдая за развитием экуменического движения, Флоровский трезво оценивал возможности римско-католической Церкви в этом диалоге. Не отрицая необходимости экуменических встреч с римо-католиками, он утверждал, что исторически религиозное оздоровление католицизма неосуществимо. «Освободившись от папства, оно рухнет», — сказал он на апрельском заседании Братства святой Софии (Прага, 1929 г.).
Сегодня в среде западного духовенства существуют течения, допускающие отмену догмата о непогрешимости верховного понтифика Римской церкви с дарованием ему статуса главного епископа среди равных; представители этих течений не прочь поговорить о нашем церковном единстве. Но вопрос о том, чтобы пересмотреть девять веков своей истории, не поднимают.
В 1926 году Флоровского пригласили на кафедру патрологии в Парижский Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, где преподавали известные богословы А В. Карташёв, о. Сергий Булгаков и др. Он и здесь был в оппозиции к доминировавшему в эмиграции религиозно-философскому движению последователей Вл. Соловьёва. В Свято-Сергиевском Православном Богословском институте Флоровский преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой его двухтомного исследования «Восточные отцы IVв.» (Париж, 1931) и «Византийские отцы V-VIIIвв.» (Париж, 1933).
С 1948 года Флоровский жил и работал в США, где в 1951 году стал деканом, а затем и профессором Свято-Владимирской православной семинарии. В 1954 году он — президент Национального совета церквей в США, в 1956—1964 гг. возглавляет кафедру истории восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни протоиерей Георгий преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Он скончался в г. Принстоне и похоронен на кладбище церкви св. Владимира около г. Трентон в США.
«Единственный путь истинного ведения — это путь христианского подвижничества», — написал он в 1922 году в статье о русской философии цельного знания. Этот путь богослов, историк, профессор, протоиерей Георгий Флоровский прошёл с честью и до конца. Философская зоркость сочинений, соединённая с проницательным взглядом историка, литературная одарённость, соединённая с исключительной эрудицией, делают интересным чтение его трудов и сегодня, когда книжные прилавки изобилуют богословскими и историко-философскими исследованиями прошлого времени и последних лет.
Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА