Надежда Ильина - Молчать или не молчать?

Подвиг молчания заключается в полном отвержении своих мыслей и чувств. Молчальник молитвой изгоняет их из своего ума и сердца. И тогда в нём начинает действовать благодать Божия. Он получает другой, ангельский разум и новое, способное любить ближнего своего и молиться за весь мир сердце

8 декабря - 1580 лет со дня кончины преподобного Петра Галатийского Молчальника
 

Не раскрывать рта, не говорить ни слова - это очень легко. Но какая «каша» при этом варится в твоей голове, какие страсти кипят в твоей душе... Как сказал Псалмопевец, «там же гады, им же несть числа». Не подвиг такое твоё молчание, а просто хитрость, скрывающая твою сущность. Таких молчальников у нас сейчас много. Все они как будто военную тайну в себе хранят. Спросишь, например: сколько времени? - Не ответят. Гордо пройдут мимо. Почему, не понимаю...

- Тёмный ты человек, - объяснил мне один молодой родственник. - Все теперь энергию потерять боятся. Ты что, не читала в интернете специальные технологии о том, как надо свою энергию беречь? - «Откачают» моментально, как только отвечать начнёшь на самый простой вопрос. Вот, видишь, голубая ель стоит. Красивая, но она жуткий энергетический вампир...

Словом, молчанию, только какому-то сатанинскому, у нас уже научились. Даже дети. Двух слов связать не могут. Москва скатывается в какое-то дремучее язычество. В других городах России люди ещё, слава Богу, говорят. Там даже дружески общаются между собой. Но всякая зараза обычно на нашу страну из столицы распространяется.

Неужто во всей России скоро воцарится гробовое молчание? И говорить обо всём и ни о чём будут только по телевизору да на тусовках нашего «высшего света»? Помилуй Бог! Сейчас хоть в отпуск в провинцию приезжаешь, с простыми, добрыми людьми поговорить можешь. И в монастырях монахи и монахини приветливы и разговорчивы. А как жить, если все замолчат? Дикое поле какое-то образуется.

К подвигу молчания истинного единицы святых за всю историю христианства были Богом призваны. Богообщение в молчании исполинских сил души требует. Все десять талантов. Молчальник живёт в непрестанной брани со своими мыслями. Он взывает к Богу, а мысли и чувства греховные, человеческие его не оставляют. Нечистая сила ещё и своё что-то ну очень умное, просто гениальное добавляет: соблазнись, прими как своё, возгордись - и ты мой, потому что от меня принял, и я потащу тебя за собой...

А Бог тебя не насилует. Он дал тебе свободную волю и ждёт, что выберет душа твоя? Душа уже избранная, повторяю. Но в истории Церкви мы видим, что соблазнялись и гибли даже избранные...

Истинный подвижник отвергает все помыслы и чувства с омерзением, ведь только в чистую душу может прийти Сам Бог, а на него ещё и страхи, и уныние нападают. Такую брань пережили преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В таком состоянии прп. Силуан Афонский даже сказал: «Господи, Ты неумолим». И услышал ответ: «Гордые всегда так страдают». Уж если они были гордые, то мы-то, то нам-то... Какое молчальничество!

Кстати, все эти преподобные, пройдя через горнило подвига, потом были посланы Богом говорить с людьми. И говорили, говорили непрестанно со всеми, нуждающимися в их слове. Преподобный Амвросий Оптинский говорил даже на смертном одре.

Вспоминаю наших последних, недавно ушедших от нас старцев, - как непринуждённо-весело, с какой любовью умели они говорить с целыми толпами окружавших их паломников! Их слова напоили нас, как вода из святого родника, остались с нами на всю жизнь. Конечно, старцы при этом тратили свою энергию, как и наши батюшки тратят её, отвечая на наши безконечные вопросы. Они понимают, что современному человеку больше и поговорить-то не с кем. А человек тем и отличается от животного, что он не безсловесен.

И мы с вами, если называем себя христианами, не должны «беречь свою энергию». Всё это, сбережённое, загниёт, провоняет без употребления в твоей душе, как вода в непроточном пруду. «Давайте, и дано будет вам», - сказал нам Христос. Вот наша христианская технология.

Об избранном сосуде Божием прп. Петре Молчальнике известно, что в девять лет, стремясь к совершенству в духовной жизни, он оставил родительский дом и отправился сначала в Иерусалим, затем в Анти-охию. Там он затворился в пещере, непрестанно молился, принимая от людей лишь хлеб и воду. Подвигами он стяжал от Бога дар чудотворений, исцелял от недугов, прогонял бесов. Скончался он в девяносто девять лет. Ангельская жизнь!

Надежда Александровна ИЛЬИНА