Серафимо-Знаменский скит расположен на юге Подмосковья, в Домодедовском районе Московской области, близ деревни Битягово. Юной послушнице Тамаре во сне явился святой Серафим Саровский и предрёк ей будущее игуменство. Поклонившись, он сказал: — Матушка игуменья, благослови.
Основательница этой православной обители схиигумения Фамарь (1868-1936), в мiру Тамара Александровна Марджанишвили, грузинская княжна, принадлежала к знатному роду. Красивая и образованная, она, рано лишившисв родителей, ещё в юности выбрала для себя монашескую жизнь
В 1902 году послушница Тамара стала монахиней Ювеналией, а затем игуменьей крупнейшего в Грузии монастыря равноап. Нины в Бодби.
В 1903, когда канонизировали преподобного Серафима Саровского, она отправила одну из монахинь помолиться за всю обитель у раки чудотворца. Эта монахиня привезла из Сарова маленькую иконку, освящённую на мощах святого. С этой иконкой было связано много чудесных явлений в жизни схиигумении Фамари.
В самом начале прошлого века указом Святейшего Синода матушку перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестёр милосердия. Преподобный Серафим Саровский, к которому монахиня Ювеналия, будущая схищуменья Фамарь, испытывала необычайное доверие и глубокую любовь, был её главным небесным покровителем. По её словам, «преподобный Серафим правил всей её жизнью». С молитвой она часто обращалась к нему за помощью и вскоре приняла твёрдое решение поселиться в Серафимо-Понетаевском монастыре, чтобы быть ближе к святому угоднику.
2 июля 1908 года в Царском скиту, приписанном к Серафимо-Понетаевскому монастырю, недалеко от города Сарова, во время молитвы перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение», матушка услышала глас Царицы Небесной:
— Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим.
Поначалу матушка приняла это за обычное искушение, ибо у неё на освоение скита не было ни средств, ни духовных сил. Она отправилась в Зосимову пустынь за духовным наставлением. Старец Алексий развеял её сомнения:
— Царица Небесная Сама и место выберет, и средства даст, и духовно всё устроит.
Вскоре, с Божией помощью, место для скита было найдено недалеко от Москвы, близ деревень Битягово и Заборье. В центре в 1912 году, как полагают, по проекту архитектора Щусева, был поставлен одноглавый шатровый храм в стиле XVII века в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Престол нижнего храма освятили в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Храм, домики, в которых были устроены кельи, звонница были построены в древнерусском стиле из кирпича и окрашены в золотистый цвет.
В скиту могли жить только тридцать три сестры. Посторонние в обитель не допускались. Вступившие в скит сестры должны были прекратить всякое общение с внешним м!ром и сосредоточиться на духовной жизни. За ограду скита можно было выходить только по благословению матушки настоятельницы; запрещалось празднословие, сестры должны были хранить молчание; матушка их учила:
— Никого не обижать, все обиды прощать, себе ничего не желать, за всё Бога благодарить.
Сестры творили постоянно Иисусову молитву, обязательно посещали церковные службы и исполняли келейное молитвенное правило.
С 1916 года духовником обители был епископ Арсений (Жадановский), ныне прославленный в сонме новомучеников. Там же в 1916 году матушка приняла схиму с именем Фамарь.
А через год свершилась Октябрьская социалистическая революция. Многочисленные православные храмы закрывали, обезглавливали, уничтожали. В 1924 году был закрыт и Серафимо-Знаменский скит. Настоятельница, десять сестер и священник Филарет поселились в деревне Перхушково, неподалёку от Москвы, основали «монастырь в мiру», под видом артели. В 1931 году они были арестованы, заключены под стражу и вскоре отправлены в далёкое изгнание в Иркутскую область.
Сибирская ссылка закончилась в 1934 году. Но здоровье матушки было подорвано, и через два года она умерла от туберкулеза. Прах её покоится в Москве на Введенском кладбище. Ежегодно в день памяти схиигуменьи Фамари, 23 июня, у её могилы служат панихиду, сюда приходят все, кто хочет почтить память православной подвижницы, в их числе и новые насельницы основанного ею скита.
Возрождение монашеской жизни началось в 1999 году, когда Русской Православной Церкви был возвращён скитский храм. Через год здесь появились первые насельницы, переведённые из Коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. У вновь прибывших сюда обитательниц не было ни денег, ни стройматериалов. Предстояла невероятно трудная работа — всё поднимать из руин. Сестры пережили много тяжёлых времён.
Постепенно восстанавливаются домики-кельи. С Божией помощью отреставрирован и освящён храм во имя Знаменской иконы Богоматери и преподобного Серафима Саровского. Крутая лестница ведёт вниз, в подземную церковь, освящённую во имя святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Сестры обители учатся пению на грузинском языке.
В заново воссозданном доме священника, где жил новомуч. Арсений, готовится к освящению домашний храм во имя преподобного Арсения Великого.
Сегодня в обители живут 18 насельниц: монахинь, инокинь и послушниц. Настоятельница скита — монахиня Иннокентия. Насельницы живут уединенно, но не замкнуто, занимаются благотворительностью: помогают детскому дому, бесплатно работают нянечками в местной больнице. Лица у них всегда оживлённые и радостные.
Сама матушка Иннокентия — высокая, стройная, красивая; она образована и умна — человек незаурядный, мудрый, с чувством юмора, очень добрый.
Матушка Иннокентия говорит:
— Зачем в наши дни идут в монастырь? Многих зовёт жажда чистоты. Кто-то спасается от беспризорщины. Конечно, к монастырской жизни привыкнуть нелегко. Здесь человеку дано прочувствовать всю тяжесть своего греха, а это труднее любых физических испытаний. Но если загорелась в душе искра любви к Господу, другого пути нет.
Путь к Богу — глубокая сокровенная тайна каждого монаха...
Главное дело скитских сестёр, конечно, молитва. Кроме того, они имеют различные послушания: уборка помещений, территории, трапезная, огород. Кто-то ухаживает за животными: при монастыре небольшое подсобное хозяйство.
Мать Иннокентия очень внимательна, милосердна и сострадательна к людям и ко всякой живой твари. Она рассказывала, как однажды ей дали послушание — пригнать из монастыря в деревню бывшую монастырскую корову, проданную новому хозяину на мясо. Корова не хотела идти, отчаянно упиралась. Мать Иннокентия подошла к ней. Корова подняла на инокиню свои огромные, умные, печальные глаза и внимательно посмотрела на неё. Увы, у матери Иннокентии не было выбора, и корова в глазах человеческих прочитала свой смертный приговор, вздохнула и пошла дальше, больше уже не сопротивляясь.
Жизнь в возрождённой обители продолжается. Скитские сестры свято чтят память основательницы Серафимо-Знаменского скита, грузинской княжны Тамары Александровны Марджанишвили, схиигуменьи Фамари, которая, будучи совсем молодой, красивой и талантливой, оставила свет, целиком посвятила свою жизнь служению Богу и людям. Матушка Иннокентия показывает мемориальную комнатку схиигумении Фамари, устроенную в скиту:
— Святые люди благодать, данную им Господом, с собой в могилу не уносят. Вот её иконы, книги, диванчик. Они до сих пор укрепляют духовные силы, стоит только прийти сюда.
Атмосфера в обители чудная: тишина, покой, удивительно чистый, прозрачный воздух, полная гармония с мiром и окружающей природой.
Галина Анатольевна РУДЬ
Адрес: 142072, Московская область, Домодедовский район, пос. сан. Подмосковье, 26. Реквизиты: Православная религиозная организация Епархиального монастыря Серафимо-Знаменского скита Московской области. Видновское ОСБ 7814/065 ИНН 5009031034, КПП 500901001, р/с 40703810340050117120 Сбербанк России ОАО г. Москва к/c 30101810400000000225 БИК 044525225, ОКОНХ 98700, ОКПО 53114689