Яна Амелина - Сеющий ветер пожнёт бурю

В Казани — городе, где в 1579 году была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери, спасительницы России — усиливаются проявления исламского фундаментализма и радикального татарского национализма.

 

Позиция республиканских властей вызывает, мягко говоря, недоумение: казалось бы, казанскому Кремлю нет никакой нужды ссориться с федеральным центром, поддерживая подобное (в преддверии окончания президентского срока Минтимера Шаймиева это и вовсе ни к чему), однако радикалам открывается в прямом смысле «зелёная улица» в Татарстане, — это факт. День памяти защитников Казани — 15 октября 1552 года — это тот день, когда войско Ивана Грозного взяло столицу Казанского ханства. И вот для удобства активистов национальных и исламистских движений перекрыли (правда, ненадолго) центр города.

Около двухсот человек под стягами Татарстана и зелёными знаменами ислама и тюркского единства с криками «Свобода!», «Татары, объединяйтесь!», «Ля илляха иль Алла!» и «Аллах акбар!» прошли к Кремлю по улице Пушкина. Главный лозунг гласил: «Цель — независимость». Среди других плакатов выделялись: «Я помню 1552 год», «Холокост татарского народа — 1552!», «Требуем! Запрета русского языка в образовании, как запрещён татарский», «Остановить геноцид коренных народов Идель -Урала, продолжающийся с 1552 г.!» и прочие вызывающие иронию перлы националистической мысли.

Абсурдность происходящего подчёркивала и единогласно принятая на митинге резолюция с требованием пресечь «геноцид империей народов своих колоний, в частности, татар», а также «русификацию» и «христианизацию» РФ.

Как показали развернувшиеся в Интернете бурные дискуссии вокруг этих событий, подавляющее большинство казанцев, независимо от национальности, относится к национал-исламистским выходкам резко отрицательно. Это важный признак несоответствия требований активистов Всетатарского общественного центра и им сочувствующих реалиям сегодняшнего дня. Большинство несогласно и с нелепыми плакатами, требовавшими запретить русский язык. «Старые националисты», начинавшие «борьбу за независимость Татарстана» ещё в девяностые годы, постепенно сходят с исторической сцены вместе со своей русофобией, местечковостью и отсутствием политического кругозора.

На их место приходят молодые «бойцы», в отличие от старшего поколения в значительно большей степени осознающие и агрессивно утверждающие свой исламизм. Среди «покры-тых», то есть одетых в соответствии с требованиями ислама казанских женщин, большинство — молоденькие девушки. В не меньшей степени это относится к мужчинам: существенная часть соблюдающих обряды — молодые и энергичные ребята.

Представление об идеологии исламистов дают материалы, размещённые на сайте казанской Закабанной мечети имени 1000-летия принятия ислама, её имам, ныне покойный Исхак Лутфуллин, получил известность своим антирусским фундаментализмом. Вот цитата из его статьи к очередному «дню памяти»: «Прекрасно осознавая, что уничтожить Ислам в татарской нации открытым ударом невозможно, российские колонизаторы решили ударить татарским мусульманам в спину, уничтожить их своей византийской хитростью и коварством. Не сумев сломить татарских мусульман в открытом бою, православная Россия решила задушить их в своих тлетворных объятиях».

Дело отца продолжает занявший его место сын Саиджафар Лутфуллин, также широко прославившийся. В преддверии недавнего визита в Казань госсекретаря США Хиллари Клинтон он обратился к ней с предложением принять ислам. Прихожане Закабанной мечети составили немалую часть участников митинга, причём отмечали они «день памяти шахидов, отдавших свои жизни за свободу и независимость татарского народа». «Каких еще шахидов?», — отмахивались их «светские» сверстники, пока не нашедшие себя в исламе. Представители официального духовного управления мусульман, все, за исключением имама главной казанской мечети «Кул Шариф» Рамиля Юнусова, не приняли участие в этом «дне памяти».

Как отмечается в отпечатанной на хорошей бумаге цветной листовке, подготовленной к «дню памяти» активистами молодёжных организаций, «всемирная глобализация способствует ассимиляции (татар), к тому же федеральные власти продолжают демонстрировать полное безразличие к потребностям национальных меньшинств». Этих ребят волнует в первую очередь состояние татарского языка и культуры, а также масс-медиа на татарском языке. Но некоторые начинают говорить, что татарское национальное движение не должно замыкаться на этих вопросах, пора становиться политической силой.

По всей видимости, на таких ребят рассчитывает Хиллари Клинтон, подчеркнувшая в Казани вопрос о студенческих и преподавательских обменах. «Американский подход заключается в том, чтобы устанавливать партнёрские отношения не только на уровне правительств, но и между людьми, так как это создаёт прочную основу для последующего взаимодействия», — раскрыла госсекретарь кардинальное отличие российской и американской политической практики. Как известно, российская модель заключается именно в работе с правительствами, правящими партиями, оппозицией.

Программы же, «пробиваемые» США, формируют в России лояльные Западу группы профессионалов, психологически готовых к продвижению «линии партии» — Республиканской или Демократической, вопрос не принципиальный. Разумеется, речь идёт не обо всех без исключения участниках подобных обменов, однако эту опасность следует иметь в виду.

Молодые светские националисты, объединённые во Всемiрный форум татарской молодёжи и движение нового поколения «Узебез» («Мы сами» — типичное название для оргструктур «оранжевых революций»), умеют не только мёрзнуть на митингах. Они организовали наделавший много шума семинар уроков завоевания Казани. На нём прозвучали основные антирусские стереотипы, бытующие в подростковой националистической среде. Это мероприятие прошло в Национальном культурном центре «Казань» (руководитель — глава Всемiрного конгресса татар Ринат Закиров). И хотя ведущий беседы доктор исторических наук и один из идеологов татарского национального движения Дамир Исхаков призвал собравшихся не судить прошлое с позиций современности, прислушались к нему отнюдь не все.

«Идентичность русских и татар сложилась на конфронтационной основе, и виноваты здесь не татары, — напомнил учёный. — Идентичность русских формировалась на базе противостояния русского государства Золотой Орде — национальному государству татар. Получилось, что русские сформировались, победив татар. У татар же иная концепция — русские колонизировали, угнетали их». Разнонаправленные взгляды татар и русских на нашу общую историю трудно примирить, заметил учёный, добавив, что «в этом нет ничего страшного, в демократическом обществе так и должно быть». Он призвал взглянуть на прошлое более широко, указав, что «не во всех грехах Московской Руси можно обвинять русских: они действовали в определённых исторических условиях».

Однако его коллеги считали по-другому: «Российское государство сделало всё, чтобы искоренить нас, и татары-мусульмане сохранились не благодаря, а вопреки воле российского государства», — сказал историк Искандер Измайлов, рассуждая об идеологической подготовке взятия Казани. Декан татфака КРУ Искандер Гилязов долго возмущался по поводу широко известной фразы Ломоносова о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью. Но в конце своего доклада согласился с предположением: и у Великобритании были колонии, так не связано ли это с силой того и другого народов? Но вообще-то тема ничтожности русского народа, отсутствия у русских творческих способностей звучала в выступлениях неоднократно.

Комментируя вопрос о том, почему же «угнетаемые» татары в Смутное время (когда с момента разгрома Казанского ханства прошло лишь 60 лет) не восстали против Москвы, а поддержали её в отражении польской интервенции, Гилязов со вздохом сообщил, что «ни в 1552-м, ни в 1б12-м году не было лидеров, способных повести татар за собой, поэтому основная масса татар не смогла поддержать идею восстановления татарской государственности».

«Когда трагедия 1552 года переломила хребет татарскому государству, именно ислам не дал пропасть татарскому народу, сохранил его таковым, — сказал о роли религии проректор Российского исламского университета по научной работе Рустам Батров. — Только ислам поможет нам выжить». Его слова бурно приветствовали, однако когда пришло время вечернего намаза, молиться отправились из зала всего 5—7 человек.

Под аплодисменты одна татарская тётушка сказала, что «Казанское ханство было куда более миролюбивым, чем Московское княжество», русские — «завоеватели, грабители, агрессоры», и вообще — «Россию трудно понять: почему-то она постоянно зарится на чужое богатство, при этом своё не развивает!».

Однако всё это отнюдь не популярно в массе татарского народа — напротив, вызывает у обычных татар лишь изумление и отторжение. Дальнейшее развитие ситуации в Татарстане будет во многом зависеть от позиции республиканского руководства. В его интересах — стимулирование открытой общественной дискуссии по волнующим общество вопросам межнационального и межконфессионального диалога. Замалчивать эти проблемы значит уподобляться известному страусу, который считал, что находится в безопасности, а его схватили и съели. И очевидно, что Хиллари Клинтон приезжала в Казань не только для того, чтобы поставить свечку у Казанской иконы Божией Матери.

Яна Александровна АМЕЛИНА
 

Комментарии

Стоит сказать,что оба наших народа, что русские, что татары, увы, порядком «контужены» в ходе вековечной их «бомбежки» лжеисторией-идеологией, сочиненной миллерами-шлецерами и их приспешниками историками-западниками, которые в сочиненной ими «курсе истории России» «воспроизводили всю ту мерзость и грязь, которой обливали Россию заграничные гости, не делая никаких попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим и иным мотивам» (митрополит Иоанн Снычев). Вначале относительно того, что якобы «татары 300 лет грабили Русь»: На самом деле, как оказывается, многие русские (притом знатные в том числе) еще задолго до «монголо-татарского нашествия на Русь» «знали язык татар и участвовали во всех делах и войнах татар» – впрочем, как и татары «в делах и войнах русских», например, на стороне великого князя Всеволода Большое Гнездо. И речь идет именно о татарах, я не оговорился: никоим образом не о «половцах» и не о «булгарах». Обстоятельный анализ фактов и условий (как природных, так и общественно-политических и военно-организационных) того времени, и обоснованные выводы о нереальности и фантастичности сочинений «историков по монголам» «о монголо-татарском нашествии и иге», то есть полное разоблачение клеветы историков-западников на предков как современных татар, так и многих и многих русских, содержится в великолепных исследованиях историка-гумилевца Г.Р. Еникеева «Корона ордынской империи» (Москва, Алгоритм, 2007) и «По следам черной легенды» (Москва, ИД «Медина», 2009). И относительно темы «завоевания Казанского ханства»: В основном эта тема, как показывает объективный анализ источников, была задумана-сочинена еще при «романо-германском иге», именно в целях «изведения татар»: во-первых, чтобы разделить татар, и, во-вторых: чтобы стравить их как друг с другом, так и с русскими. И в-третьих, «история Казани» (написана в 1660-х гг. русскими-западниками) должна была убедить всех, что татары «побежденный навсегда» народ. А на самом деле «оборона» (или «взятие») Казани» – это была, как совершено верно заметил Мурад Аджи, чисто межтатарская разборка.