«Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою. Бог дал русским особые свойства...» - так когда-то писала о нас Императрица Екатерина II. А что означает для нас с вами, уважаемые читатели, быть русскими сегодня?
Великий русский народ», — всякий раз произнося эту фразу, я невольно вспоминаю знакомые мне со школьной скамьи слова замечательного русского писателя И. С.Тургенева о русском языке и народе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Только теперь, по прошествии многих лет после окончания школы, приобретя жизненный опыт, я, вдумываясь, начинаю понимать, насколько тонко и точно обозначил, установил, определил И.С.Тургенев эту взаимосвязь. Связь судьбы русского языка и русского народа... «Одухотворённый русский язык — душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно безсильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша—в словах, нами произносимых», — пишет профессор Всеволод Юрьевич Троицкий.
Игумен Пётр (Пиголь), кандидат богословия, первый проректор Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова, говорит: «Вспоминается мне один случай, когда, во время моего разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от владыки восторженные слова: "Вы, русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие"».
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» говорил: «Русский народ просветился уже давно, приняв в свою суть Христа и учение Его. Научился же в храмах, где веками слышал молитвы и гимны, которые лучше проповедей. Повторял и сам пел эти молитвы ещё в лесах, спасаясь от врагов своих, в Батыево нашествие ещё, может быть, пел: "Господи Сил, с нами буди!" И тогда-то, может быть, и заучил этот гимн, потому что кроме Христа у него тогда ничего не оставалось, а в нём, в этом гимне, уже в одном, вся правда Христова».
Значит, правда Христова живёт в нас, исповедующих Православную веру.
Поэтому очень важно, чтобы наш родной язык не утратил своего благозвучия, своей богодухновенной сути, мелодики, задушевности, не превратился бы в мешанину англоязычных слов, которая лавинообразным потоком обрушилась сейчас на Россию с телеэкранов, со страниц газет и журналов. Как объяснить то, что Фурсенко и его министерство разрешили нам произносить некоторые слова («кофе», например) хоть в мужском, хоть в среднем роде, - всё равно?
Василий (Фазиль) Ирзабеков в удивительной книге, написанной им о таинственной, созидающей Божественной силе русского слова, азербайджанец, крестившийся в Православную веру уже в зрелом возрасте, пишет: «Чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли? Новых слов много, но какие это слова? Бабки (в значении деньги), баксы и грины, башлять, виповский, гей-клуб, имиджмейкер, лейбл, наркодоллары, ништяк, пиарить, плюрализм, пофигист, прикид, секс-шоп, секс-тренинг, секьюрити, татуаж, тинейджер, транссексуал, тусоваться, хавальник, шейпинг — и далее в том же духе. Нетрудно заметить, что это или иноязычные слова, отражающие не свойственные русской традиции и зачастую весьма отвратные реалии, или жаргонизмы, которыми сегодня считают приличным пользоваться и некоторые писатели, и политики, и учёные».
Он же пишет: «...кажется, нет ни пяди Русской земли, в которой не покоились бы мученики, великомученики, страдальцы за Православную веру, за Богородицу, за Христа и святых Его угодников... безконечные сонмы полчищ, во все времена идущие на Россию войной, всё это "мiровое окаянство" шло против Христа, образ Которого и поныне пребывает незамутнённым в сердце каждого истинно русского человека. Без Бога русский человек не мыслил и не мыслит себе подлинной жизни. А они всё лезут и лезут на Русь, посягая не только на её землю и её богатства, но и на души наши и детей наших разномастные легионы тех, кто так и не принял Богочеловека, распял Его, готовя из века в век трон человекобогу, поливая его страшный путь кровью и устилая плотью лучших русских людей».
А это значит, что всякий истинно русский сегодня, как и во все времена, — воин, воин Христа, за Церковь Христову ведущий ту невидимую духовную брань, не прекращающуюся ни днём ни ночью, о которой апостол Павел писал в Послании к Ефесянам. Враг стремится уничтожить, растоптать, высмеять, искоренить, ополчившись на Святую Русь, православную культуру, наш язык. Именно через возрождающуюся православную культуру, через Православную веру в каждом русском человеке пробуждается чувство национального достоинства. Почему так настороженно относятся недруги и неприятели России к словам Императора Александра III: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живёт на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ»?
Стоит процитировать это высказывание российского Императора, и тут же тебя назовут националистом, вандалом, которому неведомо, что такое политкорректность и толерантность...
Как объяснить то усердие, с которым стремятся сделать из нас, русских, Иванов, не помнящих родства?.. Почему так важно, чтобы мы перестали помнить свою историю?
Быть русским сегодня — значит помнить её. Помнить воинов-интернационалистов, павших смертью героев, защищая Россию в Афганистане. Помнить подвиг гвардейцев-десантников из 6-й роты 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника Марка Евтюхина, преградивших на двухсотметровом участке Аргунского ущелья путь двум тысячам головорезов из бандитской группировки полевого командира Хаттаба.
А ещё — любить свою армию... Такую, какая она сегодня: униженную, опозоренную прессой и алчными офицерами, позорной дедовщиной. Какие мы — такая и армия. Случись что, именно она, Российская армия, будет защищать нас с вами, наших матерей, жён, отцов, дедов, детей, нашу землю, храмы, святыни, дома... Армия России, преданная некоторыми высокими армейскими чинами, невзирая на все тяготы, лишения и потери, исполняет свой долг — заслоняет нас от оголтелой ненависти ублюдков всех мастей, оберегает от наркотиков наших детей на далёкой Пянджской заставе и в предгорьях Кавказа.
Сегодня как никогда русские обязаны быть сильными, ведь когда мы слабеем—другие звереют...
Наши враги сегодня называют нас с вами маргиналами... Пьянство, лень, суицид — именно эти явления, с их точки зрения, характерны для нас... Поэтому быть русским сегодня — значит бодрствовать и трезвиться, памятуя поучение Владимира Мономаха: «Лжи остерегайся и пьянства, от этого ведь душа погибает и тело»...
Трезвение и бодрствование народа невозможно без воцерковления. Быть русским сегодня значит верить и молиться... Очень важно каждому из нас, русских, проторить дорожку в православный храм... И пусть сначала церковные службы покажутся новоначальным христианам длинными и непонятными — это пройдёт... Православный храм — не источник некоей мистической информации для пытливого ума, это источник неизреченной благодати, постичь которую призвано наше сердце через непосредственное участие в церковных Таинствах.
Быть русским сегодня — это ещё и поменьше жаловаться: на власти, на погоду, на ближних, да мало ли на что! В том числе и на судьбу, памятуя о том, что судьба значит Суд Божий, который мы сами себе своей жизнью готовим.
Быть русским сегодня — это значит быть православным!
Подтверждение своих мыслей нахожу в рассуждениях по этому поводу владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех её проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповреждённости нравственное и догматическое вероучение, принесённое на землю Господом Иисусом Христом.
Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискажённому христианскому вероучению».
Николай Юрьевич ОПЛЕТИН