Не всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа святых людей. Но тем не менее многие люди во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и прославляет своих угодников наш народ.
24 ноября — память блж.Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
За века христианства юродивых Христа ради было очень немного. Более всего на Руси. Почему этому подвигу столь благоприятствовала Русская земля? Своей какой-то особенной многострадальностью. Не было ей покоя: то литовцы, то тевтонцы, то половцы, то татары, то опричники, то Пётр Великий... Блаженными называли у нас юродивых. Появились они на Руси в XII веке. В XVI веке на Русской земле было много храмов, в которых почивали святые мощи прославленных Церковью юродивых. Новгород славил святых юродивых Николая Кочанова (1392), Феодора (1392), Михаила Клопского (1453) и праведного Иакова Боровичского (1540). Устюг — святых Проко-пия (1303) и Иоанна (1494). Ростов — святых Исидора (1474) и Иоанна (1580). Москва — блаженных Максима (1434), Василия (1552), Иоанна (1589). Калуга — блаженного Лаврентия (1515). Псков — святого Николу Саллоса (1576). После смерти блаженного Иоанна Московского (1589), современника Бориса Годунова, юродивых на Русской земле стало меньше, т.е. не многие из них были официально прославлены Церковью.
В чём же смысл этого христианского подвига? Разве не достаточно быть монахом, молиться и поститься? Это так, если в монастыре есть опытный духовник. А если его нет? А если какому-то человеку предопределено самому быть для других духовным наставником?..
Все блаженные, не постригаясь в иноческий образ, жили как монахи — т.е. в безбрачии, нестяжании и послушании.
Земному, тленному свойственно стремление к разложению и упрощению. Решающий для человека — выбор между вечным духовным и временным материальным. Тех, которые вырвались из уз постоянной заботы о материальной стороне своей жизни, исполнив две главные заповеди — о любви к Богу и ближним, — называют святыми. Что это такое — святость? Это особое состояние души и тела, при котором дух господствует над тленной материей. Святость проявляется в чудотворениях, прозорливости, исцелении болящих. Но главное, что её характеризует, — это свойства души, обретшей ещё при земной жизни спасение, предстоящей пред Богом, безпристрастной, безгневной, целомудренной, безкорыстной, милосердной.
В Послании апостола Павла к Коринфянам есть такие странные слова: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 18—19). Что это за «мудрость мiра», которая в действительности названа безумием? Да это «наука» о том, как хорошо приспособиться к земной жизни, достичь высокого положения в обществе. Её формулы: «Деньги идут к деньгам», «Дружба дружбой, а денежки врозь», «Счастье не в деньгах, а в их количестве», «Денежки счёт любят» и т. д. То бишь вся «житейская мудрость» подразумевает собой стяжание всего в изобилии: земель, строений, вещей, рабов, жён, детей.
И всё это видимое благополучие складывается, словно из атомов, из денег. Из-за денег идёт между людьми вражда не на живот, а на смерть. Все мысли человека о сегодняшнем и здешнем.
Для тех, кто всей душой стремится к Богу, «житейская мудрость» глупа, ничего не стоит. Истинно мудр лишь тот, кто думает о жизни вечной. Но возможно ли не заразиться «житейской мудростью» возле «мудрецов» мiра сего? Потому-то и уходили часто из богатых домов, становились юродивыми Христа ради искавшие путь в Царствие Небесное.
Начальный этап особенно тяжёл для вступивших на путь юродства. Тут необходимо понуждение себя к изменению. Ведь страсти, переданные любому человеку от рождения, опутывают его. Освобождение от них — процесс, подобный тяжёлой болезни. Всё, что заставляет человека жить на пределе физических и душевных возможностей, на грани жизни и смерти, вынуждает его уповать не на свои личные качества, а на волю Божию. И этим уничтожается самый главный «нервный» узел страстей — гордость житейская. Ежели человек идёт на такие жертвы сознательно, просвещённый познанием Истины, то такая жизнь заставит его постоянно молиться. К тому же жизни бездомной, безприютной неизбежно сопутствует пост. А скудная пища утончает и тело, и душу, проясняется сознание. И плотский человек приближается к вечности. Душа его претерпевает неизбежные и неотвратимые изменения. Он уже понял смысл земного бытия, не пребывает в мiре житейских иллюзий.
Процесс становления человеческой души, выбор ею вектора нравственного движения по вертикали вверх или вниз довольно сложен, и длится он не один год, а десятилетия, потому что даже вступление подвижника на путь иночества, тем более юродства ради Христа, — это трудный подвиг.
Надо бороться не только с пороками своей души, но и с духами злобы поднебесной, которые с особой жестокостью нападают на юродивых Христа ради. А их главное оружие — смирение и терпение. Молитвой в смирении они укрощали стихийные бедствия, исцеляли, предотвращали вторжения чужеземных войск.
У кого-то может возникнуть вопрос: а что, если бы вдруг все люди захотели юродствовать ради Христа? Не вызвало бы это упадок политической мощи и культурного уровня государства? На это вполне резонно ответим, что можно, конечно, захотеть стать талантливым художником, выдающимся композитором, гениальным учёным, однако не у всех это получится.
Безспорно, юродивые Христа ради — призванные к этому подвигу люди. За века истории христианства их всего несколько сотен. Мало желающих идти этим неимоверно трудным путём, практически «похоронив» себя для «нормальной» человеческой жизни, не имея крыши над головой, ходить босым по нашим снегам в ветхой одежде, на морозе. Почти не спать, не есть. И они были мудрейшими из мудрых мiра сего.
Не всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа святых людей. Но тем не менее многие люди во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и прославляет своих угодников наш народ.
Ольга Владимировна МАКСИМОВА