13 февраля 1873 год1а, 35 лет назад родился Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский певец. Всеобщее признание в России и за рубежом Фёдору Ивановичу Шаляпину принёс его уникальный бас-баритон с неповторимой красотой тембра и широкий певческий диапазон. Но не только.
Он был и замечательным актёром. Первые партии в многочисленных операх не мешали ему давать огромное количество концертов, где особой популярностью пользовались русская народная песня «Дубинушка» и «Песня о блохе» М. Мусоргского
Фёдор – русское производное от имени Теодор, что переводится с греческого как «Божий дар». Шаляпин словно оправдал прямой перевод имени. Его друг, художник Константин Коровин вспоминал: «Не было дома в Москве, где бы не говорили о Шаляпине. Ему приписывались самые невероятные скандалы, которых не было. Но стоило ему показаться на сцене – он побеждал. Восторгу и вызовам не было конца.
В чём была тайна шаляпинского обаяния? Соединение музыкальности, искусства пения с чудесным постижением творимого образа». Впрочем, никакие толкования даже столь чуткого художника не могут объяснить природу стихийного таланта, гения, созданного нашими необозримыми просторами для того, чтобы выходец из бедной казанской семьи, сын архивариуса, хорист слободской церкви стал всемирной знаменитостью и выразил ширь этих пространств, прославил и озвучил их.
В 1892 году в Тифлисе произошла знаменательная встреча Шаляпина с бывшим солистом Большого театра Дмитрием Андреевичем Усатовым, определившая во многом судьбу певца. Фанатично преданный музыке, Усатов (в прошлом крепостной актёр графа Шереметева) не только бесплатно занимался с Шаляпиным основами вокала и оперным репертуаром, но и поддерживал юношу деньгами из своих весьма скромных средств. Он же организовал выступления Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра, которые явились первой настоящей пробой сил молодого артиста. Вслед за выступлениями в Тифлисе Шаляпин поёт в оперных коллективах Петербурга – в летнем саду «Аркадия» и Панаевском театре.
«Не надо преувеличивать, но и не надо преуменьшать, – вспоминает его другой товарищ – Иван Алексеевич Бунин, – тратил он себя всё-таки порядочно... Как-то неслись мы с ним на лихаче по зимней ночной Москве из “Праги” в “Стрельну”: мороз жестокий, лихач мчит во весь опор, а он сидит во весь свой рост, распахнувши шубу, говорит и хохочет во всё горло, курит так, что искры летят по ветру. Я не выдержал и крикнул:
– Что ты над собой делаешь! Замолчи, запахнись и брось папиросу!
– Ты умный, Ваня, – ответил он сладким говорком, – только напрасно тревожишься: жила у меня, брат, особенная, русская, всё выдержит».
Да, жила Фёдора всё вынесла. Детство его было бедным и голодным, так что в годы преуспевания он не просто любил поесть, а как бы пользовался возможностью вкушать вволю и чего душа пожелает. Шаляпин до конца дней называл Усатова единственным педагогом, но всех уроков Дмитрия Андреевича не усвоил. Так вспоминал не один Бунин: «Деньги любил, почти никогда не пел с благотворительными целями, любил говорить: “Бесплатно только птички поют”».
В то же время первый бас мира давал безвозмездные концерты в пользу соотечественников, раненных на полях сражений Первой мировой. После революции, встреченной им с воодушевлением, вернулся в Мариинский театр, который, перестав быть императорским, переживал кризис, утратил былую публику да ещё и подвергался нападкам пролеткультовцев, которые требовали передать здание и весь театральный реквизит самодеятельным рабочим кружкам. Шаляпин стал фактически художественным руководителем театра, делал – единственный – огромные сборы, съездил в Москву, встретился с Лениным, добился создания Ассоциации академических театров с сохранением имущества и пайков.
Став народным артистом, Шаляпин продолжил зарубежные гастроли и уехал навсегда во Францию, спев в апреле 1922 года на прощание арию Бориса, что повлекло за собой лишение его звания народного артиста СССР в 1927 году. Через десять лет врачи нашли у него неизлечимую болезнь, а в начале апреля 1938 года русский гений скончался от лейкемии. Был похоронен во Франции, но в октябре 1984 года, согласно последней воле певца, желавшего быть похороненным на Родине, его прах был перевезён на кладбище Новодевичьего монастыря.
Своеобразие голоса и исполнение Ф.И. Шаляпина, его вокальное и драматическое искусство поныне продолжают оказывать огромное влияние на русскую культуру. Поэт Виктор Фёдорович Боков сделал признание на склоне лет в интервью «Литературной газете»: «Я учился писать стихи не у кого-нибудь – у Шаляпина. Я ходил с рюкзаком, в котором было десять пластинок с записями певца. Считаю, что вся драматичность и русскость моя вышла из Шаляпина»...
Шаляпин стал раскатистым голосом России, её певческим символом. 13 февраля, в 135-ю годовщину со дня рождения великого русского певца, в Богоявленском соборе Казани снова будет совершена Божественная литургия и отслужена панихида по рабу Божию Феодору.
Александр Александрович МОСКАЛЁВ