Дмитрий Скворцов - Пребудет ли блаженнейший блаженным?

Не успели улечься волны от триумфального визита в Украину патриарха Кирилла, как украинское православие вновь засобиралось «геть від Москви». Собственно, приезд святейшего, скорее всего, и стал к этому толчком.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...» (Пс. 1, 1)

Не секрет, что до избрания Кирилла на патриаршество украинские религиозные организации, именующие себя православными, но не признанные таковыми в православном мире, — «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ-КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — вели переговоры с канонической Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП) об условиях объединения в единую поместную церковь, отдельную от Русской православной церкви (РПЦ). Однако после первых заявлений новоизбранного предстоятеля РПЦ о духовном единстве трех славянских народов сторонники автокефалии УПЦ из окружения митрополита Владимира на время прекратили публичную деятельность в данном направлении.

Собственно, это затишье, вызванное активной позицией предстоятеля РПЦ, и похоронило надежды УАПЦ на объединение с канонической УПЦ (в варианте без приставки МП). Поэтому вскоре после отъезда патриарха т. н. «Украинская автокефальная православная церковь» приняла сенсационное решение об отказе от украинской автокефалии ради обретения каноничности в составе Вселенского патриархата.

Фанар* в ответ на данное обращение сформировал комиссию для переговоров с УАПЦ в Киеве. Этим в очередной раз были грубо нарушены основы межцерковных отношений — никаких визитов и контактов на чужой канонической территории без приглашения к тому от предстоятеля местной церкви. Более того, в Стамбуле не должны были даже рассматривать обращение без предварительных консультаций с УПЦ! Но предстоятель УПЦ МП, вместо того чтобы указать коллеге на недопустимость подобных нарушений, счел возможным принять условия игры.

«Какое общение праведности с беззаконием?» (2 Кор. 6:14)

9 сентября синод УПЦ на выездном заседании в Почаевской лавре решил возобновить деятельность комиссии по диалогу с УАПЦ и создать рабочую группу по подготовке диалога с УПЦ-КП. В протоколе заседания это объяснялось необходимостью «восстановления единства Украинского Православия» и «преодоления церковных разделений». Таким образом, структуры, созданные и ведомые самозванными «архиереями», признавались православными и церковными. Но как же тогда учение отцов церкви о том, что раскол — на самом деле — отпадение определенной группы от церкви, а не деление церкви по тем или иным признакам?

Чтобы заглушить одинокие голоса, задающиеся подобными вопросами, церковные информресурсы обеспечили мощнейшую поддержку участникам рабочей группы — сторонникам «канонической автокефалии». Информационный веб-портал УПЦ МП разместил программную статью протоиерея Петра Зуева «УПЦ, УАПЦ та УПЦ КП не розділяють питання віри». Глава богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Антоний Паканич в интервью УНИАН пояснял, что «розділення — неприродний стан для Церкви», тем самым по сути признавая, что церковь — то самое Тело Христово — может находиться в некоем «неприродном состоянии».

Глава отдела внешних церковных связей похвалился тем, что лишь «УПЦ довела свою здатність вести діалог з усіма гілками розділеного українського Православ'я», таким образом опровергнув аксиому о том, что безблагодатный раскол — «усохшая ветвь Церкви». А глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоирей Георгий Коваленко принялся рассуждать про «шляхетну мету» в «досягненні консенсуса», как будто не сам первоверховный апостол совсем не толерантно вопрошал: «Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14-15).

Впрочем, под мерный перелив «шляхетних» речей о консенсусе филаретовцы таки доказали протоиерею правоту апостола, когда захватили очередной храм на Черниговщине, до полусмерти избив его защитников. Не был особо толерантным «Киевский патриархат» и в вопросах, непосредственно касающихся предстоящей встречи. В интервью «Ъ» глава информационно-издательского отдела УПЦ КП Евстратий Заря заявил: «Если сейчас после перерыва УПЦ МП призывает к диалогу, надо думать, что они хотят... не говорить больше языком ультиматумов (имеется в виду ранее приводимое УПЦ МП каноническое правило, гласящее, что возвращение раскольников в лоно церкви возможно исключительно через покаяние и лишь в сане на момент ухода в раскол. — Авт.). Если снова поднимется вопрос о том, что патриарх Филарет должен уйти в отставку, то конструктивного общения не получится».

Как известно, конструктивное общение рабочих групп «света» и «тьмы» для восстановления их «Богом заповеданного церковного единства» получилось — по результатам встречи было выработано «совместное предложение употреблять титулы так, как они приняты у каждой из сторон» (это ж как теперь у православного должен извернуться язык, чтобы назвать анафему святейшим?). А еще было решено «считать полезным и необходимым налаживание сотрудничества в вопросах унификации украинской богословской и богослужебной терминологии». Следует понимать, отныне представители Христа и Велиара займутся богословской терминологией совместно.

В эту благостную атмосферу и приземлился самолет из Стамбула с делегацией Константинопольского патриархата.

«Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения...» (35-е правило Святых Апостолов)

О встрече с главой УАПЦ Мефодием Кудряковым, заявившим, что «ми з великою надією очікуємо того дня, коли Вселенський Патріарх розкриє свої батьківські обійми для нашої Церкви», гости обязались доложить специально созванному в начале декабря синоду Вселенского Патриархата. Затем был визит к Михаилу Денисенко (Филарету). И лишь на следующий день чести лицезреть посланников Варфоломея удостоился канонический митрополит Украины.

Гости поведали, что прибыли в Киев для «содействия в преодолении расколов... в сотрудничестве прежде всего с Украинской православной церковью». Пресс-служба УПЦ МП не сообщила, интересовался ли блаженнейший тем, что значит «прежде всего»: имелось ли в виду и сотрудничество с раскольниками на его — Владимира — канонической территории без его согласия. Зато прошла информация, что предстоятель УПЦ МП вручил посланникам, а также сопровождавшему их нардепу Петру Ющенко ордена «450-летие принесения в Волынь Почаевской иконы Божией Матери». Да-да — тому самому главе «освященного Филаретом» объединения «За помісну Україну!», призванному «на уровне общественных организаций» подталкивать каноническое православие «до єдиної соборної першоапостольської української церкви», Петру Ющенко, у односельчан которого — прихожан УПЦ МП — отобрали храм (http://www.2000.net.ua/a/44487).

Не злая ли ирония в том, что Петр Андреевич награждается орденом Почаевской иконы в то самое время, когда его единомышленники из Тернопольского облсовета требуют отобрать киот этой иконы — Почаевскую лавру — у канонической церкви? Хотя ведь и синод УПЦ МП принял решение об общении с раскольниками в стенах Почаевской лавры...

«Если же обличен будет, как творивший сие без согласия... да будет извержен... (35-е правило Святых Апостолов)

Будем откровенны: Константинополю на руку ослабление Московского патриархата любой ценой — будет ли это «единая поместная» либо поочередное вхождение каждого из «переговорщиков» во Вселенский патриархат. Показательное гостеприимство УПЦ МП на фоне постоянного вмешательства в его дела — свидетельство реальности последнего сценария. Совпадение ли в том, что накануне визита стамбульской комиссии митрополит Владимир благословил проведение в Киево-Печерской лавре экуменических «Успенских чтений»?

Доклады самого митрополита и его секретаря Александра Драбинко были посвящены столь милой слуху Константинополя «киевской идее» — некоему противовесу идеи единой цивилизации в пределах канонической территории РПЦ. А наиболее глубокий идеолог отрыва от Московского патриархата священник Андрей Дудченко выступил с панегириком архиепископу Константинопольского патриархата Всеволоду (Майданскому). Тому самому, который заявил пару лет назад о непризнании Вселенским патриархатом канонической территории Московского патриархата в границах после 1686 г. (когда в него вошла часть нынешней Украины, Белоруссии, Польши да и самой России).

Одновременно сайт, редактируемый о. Андреем, подготовил для портала «Религиозно-информационная служба Украины» русскоязычный вариант интервью видного клирика Вселенского патриархата Иова (Гечи): «Аргумент, что автокефалия на Украине невозможна потому, что Украина, Россия и Беларусь являются одним нераздельным духовным пространством, не имеет никакой силы...»

Разумеется, подавляющее большинство украинских православных с такими утверждениями соглашаться не собираются. Следовательно, в случае реализации предполагаемых сценариев Украину ждет новый раскол, по сравнению с которым существующий покажется «цветочками». Потому что на этот раз он будет не только церковным, но и цивилизационным.

Ведь каноническое православие — единственный институт, объединяющий политически разделенные центр и юго-восток Украины. Вне всякого сомнения, подавляющее большинство приходов и монастырей на юго-востоке уйдут в прямое подчинение Московскому патриархату (имеют такое право), в центре же начнутся гонения на православных сродни тем, что были в начале 90-х на Тернопольщине и в Прикарпатье. Таким образом, Фанар, желая «как лучше» (объединения), получит «как всегда» (углубление раскола). И это в лучшем для него случае.

В худшем же Московский патриархат объявит, что, приняв под свой омофор раскольников, Вселенский патриархат и сам утрачивает каноничность (что также соответствует церковному праву). И тут уж придется определяться всему православному миру — с кем он: с мощнейшим и крупнейшим в мире патриархатом либо с карликовым и дискриминируемым в своей же стране.
 
* Квартал в Стамбуле, в котором располагается центральное административное здание Константинопольского патриархата и на пределы которого по сути распространяется все его «вселенское» влияние в Турции. Правительство считает Константинопольского патриарха религиозным лидером лишь 2—3 тыс. греков, граждан Турции, и никаких прав вне Турции за ним не признает. И уж тем более — «вселенскости». Впрочем, в Турции весьма ревностно относятся и к именованию местной православной церкви Константинопольским патриархатом — по их мнению, именем несуществующего города.

Дмитрий СКВОРЦОВ